В Волгограде он был одним из ведущих актёров Нового экспериментального театра. Играл в спектаклях «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Маскарад» (Звездич), «Чайка» (Треплев), «Последний роман-с» (Астров). Потом он вдруг уехал в Москву.
Почему? - с этого вопроса начала свой разговор с актером журналист Елена Ленская.
- Захотелось перемен: поработать с другими режиссёрами, сняться в кино. И поначалу всё получилось: меня пригласили в спектакль «Мастер и Маргарита» (его поставил мой однокурсник по Красноярскому институту искусств Сергей Алдонин). На сцену в роли Мастера я впервые вышел в Санкт-Петербурге. А в Москве мы играли спектакль на сцене Театра имени Станиславского. Вскоре ещё одно предложение – роль маркиза де Торси в спектакле «Стакан воды», режиссёром которого тоже был Сергей Алдонин. И ещё роли - уже в спектаклях театра…
- И в итоге ты был зачислен в труппу Театра имени Станиславского?
-Я не был зачислен в труппу. Есть такое понятие – «приглашённый артист». Трудовая книжка лежит дома. Сначала это казалось ужасным, я ведь двенадцать лет служил в НЭТе, имел стабильный заработок, уверенность в завтрашнем дне… Потом привык. Многие артисты так живут в столице, и не только приезжие. Понимаешь, если актёр востребован, если он занят в постановках, неважно, значится он в труппе или нет. В этом даже есть свои плюсы, некая относительная свобода: ты можешь отказываться от проектов, которые тебе неинтересны, можешь принимать предложения других театров, не согласовывая ни с кем этот вопрос. Но есть и большой минус – нестабильность. Сегодня у тебя море предложений, а завтра телефон молчит. А когда ты в ответе за близких людей, которые поехали вслед за тобой в столицу, приходится крутиться, искать, где заработать… В тот момент меня очень выручали съёмки в рекламных роликах.
- Сейчас ты занят в спектаклях?
- В моем «багаже» - два спектакля разных режиссёров «Мастер и Маргарита» (проект Сергея Алдонина идёт сейчас в музее-театре «Булгаковский дом»), «Стакан воды», где я недавно был введён на роль Мэшема. И ещё я открыл для себя сказки. В НЭТе их не ставили, а здесь я с огромным удовольствием играю в «Чёрной курице», «Морозко», «Царевне-лягушке»... Юные зрители сочувствуют персонажам, стараются помочь, так что получаются интерактивные спектакли.
- В репертуаре театра – спектакль «Мужской род, единственное число», шедший и на сцене НЭТа. Ты играешь в нём ту же роль, что и в Волгограде, - Луи Ламара. Это повторение или совсем другой образ?
- Никаких повторений. Сравнивать два спектакля, волгоградский и московский, не хочу, они разные, оба мне дороги. Новый – тем, в частности, что играю вместе с Владимиром Борисовичем Кореневым. Это для меня большая честь и хорошая школа.
Ты уже говорил о том, что снимался в рекламных роликах. Что для тебя реклама – способ заработать или творчество?
К рекламе отношусь очень тепло. В этой сфере работают профессионалы высокого класса. Отсюда четкость поставленных задач, хорошая организация съёмочного процесса, интересные, качественные «фильмики». И с партнёрами по съёмочной площадке мне было комфортно работать, это немаловажно. Халтуру не признаю. Повторюсь, съёмки в рекламе – неплохое подспорье для актёра, но каждый из нас сам решает, сниматься ли в том или ином сюжете, рекламировать ли тот или иной товар. Фаина Раневская, когда её спрашивали, почему она не снимается в плохих фильмах, отвечала: «Деньги проем, а стыд останется». Стараюсь следовать этому принципу.
- А как ты начал сниматься в сериалах?
- В Москве множество актерских агентств, куда я обращался, едва переехав в столицу. Где я только ни побывал! И на «Мосфильме», и на студии имени Горького... Были хождения по кабинетам, бесконечные заполнения анкет, кастинги, долгие ожидания, пока не раздался первый звонок. Кажется, первым опытом в этой сфере был сериал «Внимание, говорит Москва!». Моё имя даже в титрах не значится. Потом были «Сталин. Live», «Шпионские игры», «Гражданин начальник», «След», «Закон и порядок»...
- Судя по названиям, твоя «специализация» - сериалы «полицейской» тематики?
- Действительно, сейчас на экранах появляется немало сериалов о сотрудниках правоохранительных органов, но я играю людей разных профессий: химика, врача, администратора футбольной команды... Увы, не довелось пока сняться в сериалах такого уровня, как «Ликвидация»: интересные драматургические истории, классная режиссура, запоминающиеся актёрские работы, высокий бюджет и достаточно времени для воплощения идей. Такого, к сожалению, на нашем телевидении мало, в основном, штампуют что-то проходное и долгоиграющее. Трудно актёру в таких проектах: жесткий лимит по времени, все поставлено на поток, в который ты буквально ныряешь. На площадке уже сложилась своя команда, а тебе никто не объясняет, в каких отношениях находится твой персонаж с остальными, никто не помогает тебе работать над образом – на это просто нет времени. Получаешь свои странички сценария – а дальше все зависит от твоего опыта и профессионализма. Стараюсь играть «на полную». К слову, в моём списке сериальных «сотрудников органов» скоро будет пополнение: снимаюсь в проектах «Топтуны» и «Карпов».
- «Карпов» - история о популярном персонаже сериала «Глухарь». Кого ты там играешь?
- О, у меня ответственная миссия: я играю куратора ФСБ, который спасает Карпова.
- О, интересно. И как же?
По сюжету, Стас выходит на свободу и начинает вершить правосудие, на добровольных началах помогая полиции искоренять преступность. Как оказалось, у бывшего подполковника немало врагов, которые хотят упечь его за решётку. Один из них пытается подбросить Карпову наркотики, но тут подхожу я и спасаю его.
Вадим, ты народный герой! Человек, который спас подполковника, - это круто!
- Это три минуты экранного времени. Хотя Владислав Котлярский сказал, что читал сценарий, дальше опять появится мой персонаж: «Здорово! Наверное, снова придёшь мне на помощь».
- Как с ним работается на площадке?
- Хорошо работается. Нет в нём никакой «звёздности». Влад говорил, ему непросто в этом проекте: это его первая главная роль, а её нужно выстраивать совсем иначе, чем эпизодическую. Плюс ежедневные съёмки, большой объём текста, множество партнеров, с каждым из которых нужно сработаться...
- Сложно... А что для тебя было самым сложным в столичной жизни?
- Начинать с нуля. Это в Волгограде меня знают, а здесь актеров много, ходишь по кастингам наравне со студентами, и каждый день доказываешь, что режиссёру нужен именно ты, что ты справишься с этой ролью лучше других. Но в этом есть и положительный момент: ты не стоишь на месте, ты все время пробуешь что-то новое. Было бы интересно в мюзикле сыграть, я пробовался в «Мамма миа», но кастинг не прошёл. Хотя в спектаклях театра мне часто приходится петь, и я делаю это с удовольствием.
- Мы с тобой много говорим о трудностях, с которыми сталкивается в столице приезжий. А чем хороша Москва?
- Тем, что здесь у актёра масса возможностей для реализации: пробуй себя в разных проектах и в разных форматах. Это интересные знакомства и встречи. Когда нет съемок, стараюсь уезжать в Коломенское, Царицыно, или просто выхожу на любой станции метро и брожу по улицам и паркам, дышу московским воздухом.
- Что посоветуешь тому, кто, подобно тебе, попробует отправиться на завоевание столицы?
- Нужно быть готовым к разочарованиям и неудачам. Не отчаиваться и верить в себя. Пусть сегодня не получается – завтра начните все сначала. И послезавтра. И каждый день. И однажды вам повезет.