На фоне недавних праздников - Дней ВМФ и ВДВ, столетия ВВС - относительно тихо и малозаметно была отмечена очередная дата гибели атомной подлодки «Курск» Принадлежала она к атомным субмаринам третьего поколения проекта 949А (шифр «Антей»), которые относятся к подводным крейсерам, вооруженным противокорабельными крылатыми ракетами (АПКРРК). Основное предназначение этих подлодок – нанесение ударов по крупным надводным кораблям противника, следующим в составе групп – авианосных многоцелевых (АМГ) или корабельных ударных (КУГ).
Полное подводное водоизмещение АПКРРК – 24 тысячи тонн, длина (наибольшая) – 155 метров. Архитектурно-конструктивный тип – двухкорпусной. Максимальная глубина погружения – 600 метров. Автономность – 120 суток. Энергетическая установка – атомная в составе двух водо-водяных реакторов. Максимальная подводная скорость – 32 узла. Вооружение – 24 пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет (ПКРК) «Гранит» и торпедные аппараты (ТА): два – калибра 650 миллиметров и четыре – 533 миллиметра.
Строительство подлодок этого типа было начато в СССР в 80-х годах прошлого века, предполагалось передать флоту серию из 18 единиц, всего к настоящему времени построено 11 субмарин. После гибели «Курска» их осталось 10, из них два АПКРРК выведены из боевого состава ВМФ России в резерв. Таким образом, на сегодня числятся в строю восемь подводных крейсеров класса «Антей». Есть еще три недостроенные лодки проекта 949А/949АМ – «Белгород», «Волгоград» и «Барнаул», будущее которых туманно.
Адмирал Владимир Высоцкий, будучи еще главкомом ВМФ, в начале 2012 года сообщил, что «Белгород» будет достраиваться как специальный проект. То есть как некая ПЛАСН (подводная лодка атомная специального назначения). Возникает, правда, вопрос: зачем? В составе российского флота уже есть восемь таких субмарин, тогда как у ВМС США, например, только две подобные лодки, при этом по общему количеству АПЛ мы уступаем американцам. О «Волгограде» и «Барнауле», прочные корпуса которых были уже сформированы, информации пока нет.
Противники сохранения в составе ВМФ России «Антеев» придерживаются концепции приоритетного развития надводной компоненты флота, ратуют за принципиальное уменьшение роли и боевого потенциала подводных сил общего назначения. Конечно, сложно поспорить с тем, что флоту крайне необходимо развивать и совершенствовать надводные силы, которые сейчас находятся, можно сказать, в плачевном состоянии, но почему это необходимо делать за счет подводников?
Объективная реальность такова – по-прежнему наиболее эффективным средством войны в океане, в таком виде боевых действий, как «флот против флота»/«море-море», является атомная субмарина. Противники «Антеев» напирают на то, что возможности ПЛО и ПВО современных авианосных соединений значительно возросли и подводные крейсера проекта 949А с ПКРК «Гранит» не смогут эффективно противостоять им. Но практика боевых служб свидетельствует об обратном.
Верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин 30 июля на совещании «О выполнении Государственной программы вооружения в части оснащения Военно-морского флота» подчеркнул: «Исходя из того, что сделано в последнее время, нужно проанализировать, что нам потребуется в самое ближайшее время и что нужно скорректировать. Деньги у нас есть, они выделены из бюджета, но их нужно тратить с умом, лишних денег не будет – промахнуться нельзя».
Будем надеяться, что наше родное Минобороны «не промахнется», принимая решения по строительству Военно-морского флота России, и, в конце концов, удастся выработать четкую, продуманную концепцию перспективного развития ВМФ, в частности его подводных сил, а бесконечные споры и конфликты с судостроителями все-таки завершатся эффективным компромиссным решением, - пишет «Военно-промышленный курьер»