Принцип нашего бюджета: живы будем - не помрем

Сегодня в Волгограде пройдет очередное заседание областной думы, на котором, вне всякого сомнения, главным будет вопрос «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 декабря 2011 г. № 2266-ОД "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Планируется, что он вносится для рассмотрения только в первом чтении, но нельзя исключить, что поступят предложения довести этот процесс до конца - поджимают и сроки, и ситуация.

Как заявил на недавней пресс-конференции председатель комитета областной думы по бюджету, налогам и финансовой политике Владимир Попов, серьезные поправки коснутся всех сфер. Напомним, что бюджет Волгоградской области на этот год был принят региональным парламентом 1 декабря года прошлого - и с дефицитом 7,6 млрд. руб. Поправки, внесенные уже 15 декабря того же года увеличили эту цифру до 8,1 млрд., а июньские изменения довели ее до 8,5 млрд.

Как сообщалось ранее, доходная база бюджета нынешнего года, по последним прогнозам, будет выполнена только на 85% - отсюда и все проблемы. По экспертной оценке КСП областной бюджет по налоговым и неналоговым доходам может недополучить более 8 млрд рублей. Прежде всего, речь идет о налоге на прибыль. В соответствии с внесенными поправками, доходную часть областного бюджета в 2012 году прогнозируется увеличить на сумму безвозмездных поступлений в сумме 1 196 959,8 тыс.рублей. Таким образом, в соответствии с проектом внесенного губернатором законопроекта, доход с учетом внесенных изменений, составили 69 628 155,3 тыс.рублей. При этом безвозмездные поступления увеличены в сумме 1 196 959,8 тыс. рублей и составили 15 323 130,0 тыс. рублей.

Расходная часть областного бюджета в целом увеличена на 1 196 959,8 тыс.рублей - за счет увеличения безвозмездных поступлений. Расходы с учетом внесенных изменений составили 77 771 926,6 тыс. рублей. В результате внесенных изменений в доходную и расходную часть областного бюджета дефицит не изменился и составил 8 143 771,3 тыс. рублей, или 15% доходов областного бюджета - без учета безвозмездных поступлений.

Разумеется, у каждого депутата, как и у каждой фракции, свой взгляд на бюджет, что, впрочем, существенной роли для его принятия в окончательном чтении иметь не будет- слишком мало поле для бюджетного маневра. Но все это цветочки по сравнению с тем, что ожидает и правительство области при формировании бюджета будущего года, и депутатам областной думы при его рассмотрении и принятии. И дело здесь вовсе не в том, что,  как считают некоторые эксперты,  область вступает в предвыборный период.  

Дело, во-первых, в том, что в структурах власти наконец-то начинает преобладать такая тенденция: «по одежке протягивать ножки». Другими словами, сторонников отказа от «надувания» бюджета по доходным статьям и, соответственно, его «раздувания» становится все меньше, ибо выглядеть красиво перед вышестоящими органами власти это вовсе не тот результат, который сегодня определяется таким понятием, как качество жизни жителей регионов.

Есть и второе обстоятельство: планируется, что бюджет на следующий год будет верстаться уже по-новому - область намерена перейти к программно-целевому методу планирования. Стоимость каждой муниципальной услуги должна рассчитываться по нормативу, а такого положения в региональном законе о межбюджетных отношениях сейчас нет, - рассказывает Владимир Попов.- Кроме того, добавляет он, руководством области поставлена такая задача: сверстать бюджет-2013 бездефицитным и увеличить долю его инвестиционной составляющей, то есть бюджета развития.

Другими словами, губернатор Сергей Боженов и председатель Правительства Константин Храмов обозначили министерствам такую цель: планировать средства на обязательные расходы, а остальные, по подсчетам регионального министерства финансов это 12-13 млрд, должны будут уйти на бюджет развития. Для этого, конечно же, нужно подготовить проект бюджета следующего года.

В соответствии с региональным законодательством правительство области должно внести его до 1 ноября. Пока его нет. Как нет и проекта нового закона о межбюджетных отношениях. Да, уже создана рабочая группа, да, в Минэкономики области почти завершена проработка расчета нормативов, с ними знакомится палаты Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области». Есть определенное понимание важности появления новой методики, но есть и очень серьезные разногласия по конечным цифрам.

Кроме того, есть разные мнения относительно того, когда запускать новую методику: со следующего года или же применять ее при верстке бюджета 2014года, определив некоторый переходный период. В определенном смысле в пользу второго варианта говорит и такое обстоятельство: по выводам КСП области, одна из основных причин финансовых недопоступления по налогу на прибыль - перераспределение налоговых отчислений в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Создание таких групп стало возможным в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ, действующими с начала нынешнего года. Конечно, на федеральном уровне никакого согласования с регионами по этому поводу не проводилось.

Разумеется, никаких надежд на пересмотр упомянутых норм нет - и ни в одном регионе России на это никто не рассчитывают. Более того, как считают аналитики рейтингового агентства Standart&Poors , в следующем году правительство России может столкнуться с дефолтом регионов. Почву из-под ног региональной казны выбьют предвыборные обещания Владимира Путина. Многие из них уже стали президентскими указами и «тянут» на 8% ВВП. К тому же ощутимо снижается доходная база регионов, и Волгоградская область - один из примеров этого процесса. И если федерация не изменит политики передачи полномочий, с проблемами столкнутся больше половины субъектов, предупреждают эксперты.

Так, в следующем году госдолг регионов вырастет минимум в полтора раза, считают в S&P. По данным Минфина, на начало года госдолг субъектов составлял 1,171 трлн руб., при этом в 19 регионах он был выше 50% доходов - Волгоградская область упрямо приближается к этой цифре.

«В следующие несколько лет муниципалитеты будут вынуждены активно занимать, им нужно будет привлекать все больше средств с рынка», — говорит директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин. Причем темпы роста заимствования начнут расти: если в следующем году регионы займут 500 млрд руб., то в 2013 году — не менее 700 млрд руб. Из-за этого некоторые регионы могут столкнуться с угрозой дефолта, - предупреждают авторитетные эксперты.

По данным правительства России, регионам потребуется около 320 млрд руб. на реализацию майских указов президента.«Это сильная нагрузка для бюджетной системы, но мы считаем, что с теми подходами, которые намерено реализовать государство, регионы смогут решить эту проблему»,- заявил на днях в рамках форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» замминистра финансов Леонид Горнин. Но очевидно, что одними этими мерами ситуацию с региональными бюджетами не исправить.

Как считают специалисты Института им Е.Т.Гайдара, серьезную подпитку региональным бюджетам дала бы отмена федеральных льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций - это даст более 100 млрд рублей. Впрочем, если регионы не «потянут» заявленное президентом повышение зарплат учителям, врачам и ученым, они имеют право повышать выплаты теми темпами, которые удобны для их бюджетов, уверен, в частности, заведующий лабораторией бюджетного федерализма этого института Владимир Назаров.

«Мы живем в федеративном государстве, нет никаких правил, по которым регионы обязаны выполнять указы, если у них не хватает средств. В этом случае указы президента должны реализоваться через межбюджетные трансферты в региональные бюджеты»,- говорит эксперт. Эх, уважаемый, ваши бы слова да Богу в уши. Или пусть бы их - для начала - услышали губернаторы и депутаты тех19 регионов, которым, если верить экспертам, грозит дефолт. И тех, которые к нему приближаются, тоже. А уж они - хором, да погромче - возопили бы к тем, кто там, наверху:где, дескать, ваши трансферты в наши бюджеты? А пока - тишина…

И в этой напряженной тишине изредка раздается глас утомленного народа - аки глас вопиющего в пустыне. А федеральный центр все продолжает обязывать разоряющиеся субъекты Федерации изыскивать средства для «улучшения качества жизни». И нет тому ни конца, ни края - какое уж тут развитие? Тут хотя бы дебет к кредиту приблизить, а о бюджете развития можно и помечтать, и поговорить, и «нарисовать». А потом развести руками и сказать: живы будем - не помрем…



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий