Чиновники волгоградской мэрии больше не считают образ Родины-матери на Мамаевом кургане привлекательным для туристов, - к такому выводу пришел собственный корреспондент «Независимой газеты» Андрей Серенко, анализируя информацию о том, что в год 70-летия победы под Сталинградом департамент зарубежных связей мэрии Волгограда объявил о проведении конкурса на новый символ города-героя.
Действительно, на сайте мэрии города-героя опубликовано сообщение о проведении конкурса «Бренд Волгограда и региона», целью которого является создание «нового образа родного города и края». Всем желающим чиновники мэрии предлагают принять участие в «создании туристического или торгового бренда города и региона», который должен представлять собой «яркое, запоминающеся, символическое изображение, характеризующее единство пространства, истории и традиций местности». «Нужны свежие идеи и яркие образы», – призывают авторы проекта.
В каком именно направлении должны двигаться создатели новых идей и ярких образов, сообщили волгоградские информагентства со ссылкой на соучастников проекта из регионального Агентства развития туризма. По мнению чиновников, Родина-мать и все, что связано с Великой Отечественной войной, уже не слишком актуально для региона»: «Родина-мать – это все-таки наследие советских времен. К сожалению, у многих она ассоциируется с чем-то тяжелым, трагическим и траурным. Тем более у иностранцев. А нам бы хотелось, чтобы наш регион воспринимался как приятная территория для отдыха».
Пока остается загадкой, какую замену Родине-матери попытаются отыскать чиновники департамента зарубежных связей мэрии – конкурс на новый символ Волгограда завершится 17 декабря с.г. Однако, похоже, за превращение полей Сталинграда в приятную территорию для отдыха городские бюрократы хотят взяться всерьез. В управлении по развитию территорий департамента зарубежных связей мэрии Волгограда даже создан специальный отдел по продвижению территории и имиджа, который и занимается поиском смысловых и образных альтернатив «надоевшей» чиновникам Родине-матери.
«Попытку отказа от всемирно известного образа Родины-матери как символа Волгограда-Сталинграда иначе как глупостью назвать нельзя, – считает политический эксперт Светлана Колосова. – В Москве, Париже, Берлине много прекрасных памятников и архитектурных сооружений, но Кремль, Эйфелева башня и Бранденбургские ворота остаются неизменными и абсолютными символами этих городов. Волгоградская Родина-мать – прекрасный образ, давно уже имеющий многогранное политическое, философское, эстетическое измерения. И если он не устраивает волгоградских чиновников, то нужно менять не символ, а чиновников».
Политолог Александр Стризое уверен, что задуманный местными бюрократами ребрендинг Волгограда приведет к обратному результату: «Отказ от символики Родины-матери не приведет к росту популярности города в туристических маршрутах. Скорее наоборот, следует ожидать размывания образа Волгограда в брендовой солянке страны».
По мнению политолога Андрея Миронова, «инициатива с поиском нового символа Волгограда выглядит просто нелепой в год 70-летия Сталинградской победы»: «Она может спровоцировать мощный политический скандал с участием не только ветеранов войны, возмущение которых легко предсказать, но и федеральных властей». Миронов считает, что «начинания городских чиновников скорее всего будут пресечены в ходе ожидаемого 2 февраля 2013 года визита Путина в Волгоград»: «Если президент приедет, то лишь для того, чтобы отметить годовщину Сталинградской победы, а не провести время на приятной территории для отдыха. Таких территорий у него, думаю, хватает и без Волгограда».