Приватизация на пенсию

Приватизацию РЖД в следующем году чиновники собираются проводить на деньги Пенсионного фонда России. Накопительная часть пенсии будущих пенсионеров будет потрачена на покупку акций железнодорожного холдинга, сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, сейчас обсуждается приватизация 5 % РЖД уже в начале в 2013 года, в том числе и для того, чтобы "получить реальную рыночную оценку компании". По мнению Белоусова, проводить IPO ради пятипроцентного пакета – "слишком дорогое удовольствие", поэтому приватизировать РЖД можно путем покупки акций Внешэкономбанком на пенсионные средства.

Молодой накопительной системе России нужно больше зарабатывать, считают чиновники. Сейчас доходность пенсионных сбережений во Внешэкономбанке составляет 6,5 % в год, что ниже уровня инфляции. Конечно, вложения в акции рискованнее, но они намного доходнее, чем облигации, в которые сейчас вкладываются пенсионные деньги.

Но не получится ли так, что в случае обвала рынка из-за кризиса будущие пенсионеры вообще останутся без пенсии? Да и какая же это приватизация, если акции перейдут из собственности государства в собственность Внешэкономбанка, который распоряжается пенсионными деньгами и принадлежит тому же государству?

Понятно, что одна из целей такой "приватизации" – показать западным инвесторам, что российское государство выходит из экономики, о чем постоянно твердят наши лидеры, и в то же время сохранить в своих руках стратегический актив. Но ведь тут любому иностранцу понятно, что происходит на самом деле.

Однако главный вопрос – это легитимность использования чиновниками пенсионных накоплений граждан. "Когда я услышал эту новость, первая мысль, которая появилась, была следующая: чиновники решили провернуть прибыльную спекулятивную операцию, взять из одного кармана сто единиц денег, и через покупку акций РЖД положить в другой карман двести, – говорит управляющий активами на фондовом рынке, трейдер Юрий Чеботарев. – Причем, если используются деньги Пенсионного фонда, то это даже хуже, чем воровство. Потому что в любой цивилизованной стране, прежде чем взять деньги государственного пенсионного фонда, правительство должно обратиться к гражданам, провести референдум и спросить их согласие на эту рыночную операцию. А когда это делается росчерком пера чиновника, то мы попадаем в донаполеоновскую Францию, в которой закон существовал для аристократов, а не для плебеев".

В РЖД говорят, что деньги им нужны на инфраструктурные проекты, чтобы развивать транспортную систему России. Конечно, никто не отрицает, что это необходимо, но обратите внимание на то, что РЖД постоянно увеличивает тарифы, причем, цены у нее весьма высокие. Например, если сравнить цены на билеты РЖД с европейскими, то они практически одинаковые, при этом зарплаты у нас в разы меньше, чем в Европе. И, прежде чем взять пенсионные деньги, руководство РЖД должно подробно отчитаться за все средства, которые оно получило из бюджета и от повышения тарифов на перевозки.

Пока же Минэкономразвития подготовило поправки, которые позволят использовать пенсионные деньги для инвестирования в облигации инфраструктурных проектов. Разработать такой механизм до декабря потребовал президент Владимир Путин. При этом облигации могут быть выпущены уже в первой половине следующего года, и первыми на очереди стоят бумаги того же РЖД.

Министр транспорта Максим Соколов заявил, что для развития транспортной инфраструктуры может быть использовано около 1 трлн. пенсионных денег, а министр финансов Антон Силуанов совсем недавно сказал, что правительство выделит 200–300 млрд. рублей из средств пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации в 2013 году. Не исключено, что все они достанутся РЖД, ведь еще в апреле глава компании Владимир Якунин предложил Путину выпустить инфраструктурные облигации на 208 млрд. рублей для развития Байкало-Амурской магистрали.

Кстати, деньги на БАМ сейчас можно легко и достаточно дешево найти за рубежом. В ожидании кризиса мировые хедж-фонды выводили деньги из рисковых активов и теперь ищут, куда их вложить. Однако там их надо занимать под проценты.

Но есть и еще одно "но": неизвестно, как поведут себя акции РЖД, когда они выйдут на биржу, не обвалится ли их цена в рамках "реальной рыночной оценки" холдинга. Говорят, что бумаги РЖД сверхнадежные, но акции ВТБ перед "народным IPO" тоже называли сверхнадежными, а потом, когда они упали в цене, пришлось выкупать их у народа по цене размещения. Да и мировой кризис пока еще никто не отменял.

"Угроза кризиса по-прежнему существует, острую ситуацию на мировом финансовом рынке просто временно приглушили, но вовсе не решили проблемы, – говорит Юрий Чеботарев. – А в случае обвала мирового фондового рынка акции однозначно потеряют в цене. И если даже ушлые управляющие американских пенсионных фондов в прошлый кризис оставили будущих пенсионеров без накоплений, то что говорить про наших чиновников из Внешэкономбанка. Потому что пенсионный фонд на фондовом рынке – это "теленок для заклания": он большой и неповоротливый, в случае кризиса и массового сброса акций игроки "режут" его первым".

В общем, вопросов к подобной "приватизации на пенсию" больше, чем ответов. И никаких внятных объяснений этой странной инициативы пока нет. Впрочем, вероятнее всего то, о чем говорил трейдер: кто-то решил взять пенсионные деньги из одного кармана, купить на них акции, удвоить сумму и положить ее в другой карман.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий