В ближайшие дни в правительстве Волгоградской области намерены детально обсудить механизмы реализации Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
По крайней мере об этом заявил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Андрей Путин, который принял участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Волгограде по инициативе депутатов областной думы. В обсуждении, в частности, участвовали заместитель председателя областной думы Анатолий Бакулин, председатель комитета областной думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Илья Кошкарев, его заместитель Владимир Кабанов, представители страховых компаний, руководители транспортных предприятий.
Вынесенный на обсуждение федеральный закон вводит с 1 января 2013 года обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном). Закон также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Другими словами, без страховки выполнять перевозки будет запрещено.
Предусмотрены следующие страховые суммы: при причинении вреда жизни - не менее 2,025 млн руб., здоровью - не менее 2 млн руб., имуществу - минимум 23 тыс. руб. на 1 пассажира. Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. - компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью - в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи.
Законом регламентирован порядок заключения договора обязательного страхования. Минимальный срок его действия составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте - период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком). Прописан порядок определения страховых тарифов. Они зависят от вида транспорта и перевозок, а также влияющих на степень риска факторов (в том числе от уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств). Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.
Очень важно, что предусмотрено создание системы гарантирования компенсационных выплат. Заниматься обязательным страхованием могут только страховщики, являющиеся членами единого общероссийского профессионального объединения. За счет их отчислений формируется компенсационный фонд, из которого будут производить выплаты пострадавшим в случае банкротства страховщика или отзыва у него лицензии.
Участники «круглого стола» согласились с концепцией нового федерального закона. «Несчастные случаи должны страховаться, перевозчик должен застраховать каждого перевезенного пассажира по минимально-максимальным тарифам», – сказал Владимир Кабанов.
Вместе с тем закон нуждается в детализации. В частности, перевозчиков интересуют размеры тарифов, подлежащих обязательной уплате страховым компаниям. Транспортники заявили, что они могут просто «не потянуть» новые страховые тарифы и будут вынуждены повышать стоимость перевозок. Для бюджетных транспортных предприятий выбор также невелик: либо увеличиваются дотации из бюджета на их содержание, либо растет стоимость проезда для граждан. В любом случае, новые страховые выплаты могут ударить по бюджету государственных транспортных предприятий и поставят их в неравные условия с «частниками».
Транспортники интересовались, как будет взаимодействовать новый федеральный закон с уже действующими нормативными актами по обязательному страхованию пассажиров. Есть вопросы к статьям по регрессному требованию страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения. Согласно закону, у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред.
В частности, при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика. В чьей компетенции определение пунктов регресса, на каком основании страховая компания будет вправе применять регресс? Эти и другие вопросы были озвучены на «круглом столе», - отмечает в своем комментарии пресс- служба областной думы.
Крайне важен вопрос по категории «заказных» междугородних перевозках. По словам Анатолия Бакулина, сегодня на транспортном рынке 70-80 процентов перевозчиков работают на «заказных» нерегулярных рейсах. «Подлежит ли эта категория перевозок обязательному страхованию?»– уточнил парламентарий. По мнению участников «круглого стола», к реализации нового федерального закона не готовы страховые компании, которые на сегодняшний день не располагают лицензиями.
По словам страховщиков, страховые компании по объективным причинам смогут заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами не ранее 1 апреля 2013 года. При этом обязанность страховать пассажиров у перевозчика возникает уже с 1 января 2013 года. В итоге перевозчики с 1 января 2013 года будут вынуждены самостоятельно компенсировать причиненный пассажирам вред. Присутствующие на «круглом столе» представители страховой компании предложили перевозчикам добровольную форму страхования на переходный период.
Конечно же, интересовал вопрос о финансовой нагрузке «на кошелек» пассажира в связи с введением новых требований по страхованию. По предварительным расчетам одного из руководителей пассажирского предприятия, расходы на страхование у транспортников составят пять процентов от общего объема оборотных средств предприятия. А страховщики пояснили, что если за проезд в общественном транспорте сейчас гражданин платит 10 рублей, то с учетом расходов перевозчика на страхование пассажир будет платить 10 рублей 50 копеек. Тут же уточнили, что эти расчеты очень приблизительные.
Подводя итоги обсуждению, Владимир Кабанов отметил: «По общему мнению участников «круглого стола» новый федеральный закон требует доработки, именно с точки зрения порядка формирования страховых взносов. Кроме того, необходима массовая «презентация», то есть широкое обсуждение и разъяснение целей введения нового федерального закона для потребителя транспортных услуг, то есть для населения. В самое ближайшее время надо садиться с транспортниками и страховщиками и разрабатывать методологию применения закона».
По словам парламентария, региональные депутаты воспользуются всеми доступными средствами парламентской работы с вышестоящими ведомствами для законодательной работы по совершенствованию данного федерального закона.