Чтение не для слабонервных: социально-экономическое развитие как ненаучная фантастика

Сегодня – особый день: как там принято называть 1 апреля? Не будем, однако, уточнять, а вот напомнить о том, что в преддверии этого веселого и богатого на розыгрыши дня правительство страны утвердило Прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны до 2030 года, стоит. И подчеркнем при этом, что данный документ должен стать основой для разработки государственного стратегического планирования. В документе рассматриваются три основных сценария: консервативный, инновационный и форсированный.

Как поясняется на официальном правительственном сайте, консервативный сценарий характеризуется более активной модернизацией топливно-энергетического и сырьевого секторов по сравнению с гражданскими высоко – и среднетехнологичными отраслями экономики. При этом модернизация ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 3,0–3,2 %в 2013–2030 годах, инвестиций в основной капитал – 4,7 %. Доля России в мировом ВВП сократится с 3,8 % в 2012 году до 3,6 % в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособных высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020–2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития. Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 4,0–4,2 % в 2013–2030 годах, инвестиций в основной капитал – 5,9 %. Доля России в мировом ВВП возрастёт до 4,3 % к 2030 году.

Форсированный сценарий характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста и предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата, активизацию использования национальных сбережений, рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, создание масштабного несырьевого экспортного сектора и значительный приток иностранного капитала. Среднегодовые темпы роста ВВП прогнозируются на уровне 5,0–5,4 %, инвестиций в основной капитал – 8,2%. Доля России в мировом ВВП возрастёт до 5,3 % к 2030 году. При этом указанный сценарий характеризуется повышенными рисками макроэкономической несбалансированности. В частности, им предусматривается рост долгов корпоративного сектора к 2030 году до 119 % ВВП (78 % ВВП – инновационный сценарий), а домашних хозяйств – до 65 % ВВП (52 % ВВП).

Составлявшие этот сценарный прогноз сотрудники Минэкономразвития отметили в пояснительной записке, что считают наиболее вероятной реализацию первого – консервативного – сценария, так как он "отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике". При этом научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин заметил, что первый и третий сценарии – это почти одно и то же, "это сценарии для начальства: чтобы оно видело, что мы можем сделать и чего делать не надо, потому что это слишком дорого обойдется".

Так что прогноз, предполагающий темпы роста экономики, минимально необходимые в условиях взятых на себя страной расходов (Олимпиада-2014,ЧМ-2018, перевооружение армии, предвыборные обещания Путина), не вызывает доверия даже у его авторов. Напомним, что, по мнению большинства экспертов, для поддержания данного уровня расходов без серьезного ущерба для бюджета и залезания в долги экономика страны на протяжении длительного времени должна расти темпами не менее 5 % в год. Однако наиболее вероятный консервативный вариант развития таких темпов не предполагает.

Стоит заметить, что за несколько дней до опубликования этого документа экономисты Центра развития ВШЭ написали свой доклад о развитии страны до 2018 года, который радикально отличается от правительственного прогноза. Аналитики уверены в том, что даже при самом благоприятном развитии ситуации в мире Россия обречена в ближайшие годы на экономический рост не выше 2 % ВВП. И никакой накачкой экономики деньгами ситуацию не улучшить. В стране и так наблюдается избыток свободных капиталов, которые предприятия предпочитают не инвестировать в развитие производства, а выводить за рубеж.

Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко уверен: "Хотя падение темпов роста ВВП в 2012 году было не велико по сравнению с 2010-2011 годами (с 4,3-4,5 % до 3,4 %), замедление помесячных показателей в течение прошлого года происходило непрерывно – с 4-5 % в конце 2011 года до 1,6 % в январе 2013 года. Рост инвестиций в 2012 году прекратился. Структура экономики не меняется. Все базовые отрасли экономики находятся либо в состоянии стагнации, либо медленного роста. И выйти из этой ситуации будет очень тяжело. Экспорт стагнирует: сырья много больше мы добыть не сможем".

Надо сказать, что подобные утверждения высказываются не только экспертами ВШЭ. Напомним, что оптимистические сценарии развития России были представлены на прошедшем в январе Всемирном экономическом форуме в Давосе. И уже тогда никто в эти сценарии не поверил.

Как заявил президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич, правительственный прогноз развития России "похож на пропагандистский опус". Минэкономразвития, по мнению Бунича, занялось деятельностью, далекой от научной и экспертной, хотя его задача – говорить правду, представлять истинную экономическую картину, учитывать реальные тенденции развития в глобальной экономике. А этот документ игнорирует массу важнейших вещей: изменение геополитического положения нашей страны, плачевное состояние российской инфраструктуры, технологические сдвиги в мировом производстве. Все его сценарии сводится к тому, что нефть может стоить 175 долларов за баррель, и потому Россия будет процветающей страной. Такое впечатление, что правительственные эксперты пишут то, что желает услышать высшее руководство страны, резюмирует Бунич, и это – очень плохой знак.

Между прочим, и сегодня, когда прогноз развития страны официально принят и подписан премьер-министром, звучат те же самые его оценки. Более того, высказывается мнение, что при составлении сценариев МЭР опиралось не на доходы (то есть цену на нефть, которая до 2025 года будет находиться в диапазоне 90-100 долларов), а на расходы (то есть, какие отрасли и в каком размере будут модернизированы). Но это уже не прогноз, а фантастический роман, причем фантастика явно не научная.

Впрочем, в самом правительстве и не настаивают на особой точности прогноза. "Понятно, что прогнозирование на 17 лет вперед всегда относительно. Тем не менее, важно понимать, к чему мы стремимся и каких результатов хотим достичь", – отметил премьер Дмитрий Медведев.

Но тогда возникает вопрос: а зачем вообще нужны подобные прогнозы? Чтобы убаюкать самих себя розовыми мечтами?

Олег КОНЮХОВ
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий