«Подушка безопасности»  может быть очень вредна для власти

 

Приятно закончилась эта неделя не только для волгоградцев, но и для России в целом: страна официально стала страной-организатором Чемпионата мира по футболу 2018 года - соответствующая декларация подписана сегодня в Санкт-Петербурге. Подготовку к мировому первенству обсудили накануне премьер Владимир Путин и глава исполкома ФИФА Йозеф Блаттер. "Мы очень рассчитываем, что подготовка чемпионата мира и его проведение сыграют большую позитивную роль в жизни нашей страны, я уже не говорю о развитии инфраструктуры", - сказал премьер-министр. Мировые информационные агентства особо подчеркивают: участники встречи обратили внимание на огромное социально-культурное значение предстоящего чемпионата. "Девиз футбола - connecting people (соединяя людей)", - напомнил Йозеф Блаттер.
 
Этот девиз – соединяя людей – в Волгограде, как показывают недавние события, определенная группа людей, вольно или невольно, пытается подменить совсем иным принципом: разделяй и властвуй. Иначе, с какого такого пятерика в городе вновь стали раскручивать такую тему: где будет стадион, предназначенный для игр Чемпионата мира? Кто тужится посеять семена футбольного раздора, хотя решение уже принято, и не сегодня-завтра надо будет начинать очень непростую работу? Один мой знакомый, много лет отдавший спорту, был в своих выводах категоричен: это – вредительство. И «вредителя» тут же назвал – по имени и фамилии. А по отчеству не захотел: молод, говорит,  еще парень, хотя и в высоком кресле сидит. - Дал, продолжал горячиться собеседник, команду прикормленным журналистам, а те и рады стараться. Я в защиту собратьев по перу особо не выступал, а только сказал: мнение ведь  может быть разным. ? Да не мнение тут, – почти на крик перешел спортсмен - ветеран, - а болезненное  желание настоять на своем. На том  и поставили точку. Но тема нашла продолжение – и буквально на следующий день.
 
Понедельник уходящей недели был отмечен продолжительной пресс- конференцией губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко. И одним из первых был задан вопрос о судьбе участия Волгограда в играх Чемпионата мира. Вот полный, по стенограмме, ответ Анатолия Григорьевича.
 
« В перечень городов Волгоград был включен с самого начала. Я входил в оргкомитет, участвовал в совещаниях, проводимых Шуваловым (первый вице - премьер правительства - ред.) в прошлом году. Уверен, что Волгоград останется в списке. Я считаю, это шанс изменить вообще облик города и развить экономику всей Волгоградской области, и упустить этот шанс нельзя ни в коем случае.
Вы знаете, что сразу же после того, как было объявлено о том, что принимать Чемпионат мира будет Россия, был ряд поручений В.В.Путина, в том числе и по тому, чтобы создать в каждом из регионов, в которых планируется проводить Чемпионат, оргкомитет. Вы знаете, что в прошлом году, буквально в последних числах декабря,  мы это сделали. Проработан вопрос с тем проектным институтом, который будет у нас работать. Мы планируем вовлечь многие проектные институты, волгоградские в первую очередь – это и «Волгоградгражданпроект»,  и другие. Но я считаю, что столь масштабная и большая работа, начиная с проектирования, требует привлечения тех, у кого есть серьезный опыт – и по Сочи, и по Москве, т.е. известных, серьезных, которые на слуху и у которых есть самые лучшие специалисты. Мы уже проработали этот вопрос, нашли таких. Иллюзий по финансированию мы не строим- не ждем денег только из федерального бюджета, а прекрасно понимаем, что проектные работы будут вестись за счет областного бюджета. По итогам первого квартала планируем сделать поправки и выделить средства на проектирование.
Относительно стадиона. Вы знаете, что год назад приезжала комиссия ФИФА, смотрела 5 или 6 участков, но остановилась,  все-таки, на том месте, где находится сейчас Центральный стадион. Именно там и будет построен новый. Но при этом будут возведены 3 тренировочные базы, необходимое количество гостиничных мест и многое-многое другое. Мы все это расписали, распределили по каждому направлению, по заместителям и с первого числа началась работа. У меня нет сомнений, что Волгоград не исключат, как некоторые об этом заявляют».
 
И чтобы окончательно отбить охоту у некоторых начальственно-сомневающихся горожан «поиграть» на футбольной теме, процитирую слова руководителя заявочного комитета «Россия-2018» Алексея  Сорокина, который сегодня же  в очередной раз подчеркнул:  принимающая чемпионат мира сторона не собирается менять список городов, утвержденных в заявочной книге.– Все воспринимают право организовать чемпионат мира как какой-то приз, – приводит слова Сорокина Sportbox.ru. – Никто не учитывает, что все регионы, попавшие в заявочную книгу, проделали колоссальную работу, собрали огромное количество информации за последние полтора года. Это вовсе не премия, которая выдаётся после того, как мы выиграли. Когда мы начинали, ещё никто не знал, завоюет Россия это право или нет. Мы сейчас просто не имеем морального права без объяснения причин взять поменять города, это было бы несправедливо со всех точек зрения.
 
А сейчас я хочу вернуться к  встрече  Анатолия Бровко с журналистами, ибо многое из того, о чем там говорилось, нашло на уходящей неделе свое своеобразное   развитие.
 
В областной думе группа депутатов практически закончила работу над  подготовкой проекта регионального закона об изъятии права распоряжения земельными участками у муниципалитетов в пользу региона. О том, что такая правовая возможность у депутатов есть, спорить не приходится. И это вопрос не столько целесообразности, сколько реакции на практику руководителей муниципальных образований. Вот только один довод: за последние годы в Волгограде строится почти в два раза меньше жилья, чем в соседней Астрахани, хотя там жителей  едва ли не в три раза меньше. Одна из причин такой ситуации была названа в июле прошлого года, когда в Волгограде проходило совещание с участием Владимира Путина. Какое развитие получила резкая критика премьера и что, собственно, изменилось после того, как она была высказана на всех федеральных телевизионных каналах? Таким был вопрос губернатору. А вот его ответ.
 
"Что касается приезда Владимира Владимировича Путина.… С инвесторами в наших муниципалитетах слабо поставлена работа. Не все главы наших городов поняли, что если они и дальше будут чинить препятствия бизнесу, то это приведет к стагнации и деградации городов. Что сейчас и происходит с Волгоградом. Вы все живете в нем и все это видите. Это было озвучено премьер-министром. Вы знаете, что в той же Астрахани ровно в два раза меньше жителей, но при этом уровень ввода жилья выше. Разве это нормально? Я знаю, что мудрыми депутатами обсуждается решение в части передачи функций выделения участков земли с муниципального уровня на региональный. Я думаю, что год прошел, мы видели, сколько было проведено аукционов, которые, на мой взгляд, должны проводиться каждый день. Я считаю, что работать с инвесторами надо по следующей схеме: в рамках действующего законодательства снижать до минимальной цену на землю, при этом создать условия для инвесторов, имеющих намерение вложить свои деньги сюда, в Волгоград. Если мы при этом по самой высокой цене выставляем землю и говорим, что она рыночная, то инвесторы не приходят – это нормально? Вы знаете, что в первом полугодии было два аукциона, в позапрошлом году – один. Много ли построят на этих участках? Видимо, депутаты, видя, что творится с этим вопросом (мы ведь построили в целом по Волгоградской области около 700 тысяч, причем 400 тысяч – индивидуальные застройщики, а мы должны строить, как сказал Президент , 1 кв.метр на одного жителя) решили изменить его." 
 
Тут надо заметить, что опыт передачи полномочий по распоряжению земельными участками имеется уже во многих городах России - Саратове, Астрахани, Самаре, Курске, Липецке, Орле, Смоленске, Челябинске и целом ряде других. Результат, полученный там, одни оценивают как достойный, другие – как не очень продуктивный. Кое- где начались обратные процессы, кое- где дело доходило до судебных разбирательств на предмет соответствия принятых решений законодательству. И ни в коем случае не стоит игнорировать публикации, в которых  журналисты подвергают сомнению обоснованность  желаний  региональных властей применить у себя практику изъятия у муниципалитетов права распоряжаться земельными участками под строительство. Вот, один из доводов, который приводит, к примеру, «Первая газета в Волгограде». «Еще один минус - у областной администрации нет исходных документов (архивных) для распоряжения земельными участками. Получается, что региональные власти становятся банальным посредником: распоряжается участками областная структура, но все основные работы по отведению границ проводят сотрудники горадминистрации».
 
Если этот довод, равно как и другие, подвигнут власти к тому, чтобы подвергнуть тщательному анализу  целесообразность задуманного, можно считать, что журналисты свою миссию выполнили. Но и последним  не следует забывать, что в  профессионально подготовленном законопроекте должны быть, во избежание последующих недоразумений, учтены все обстоятельства, включая, возможно, и изложенное. Не следует забывать, что законопроект, как известно, проходит тщательную процедуру согласования, и, думается, вряд ли его вынесут для рассмотрения даже в первом чтении без заключения и прокуратуры региона, и Управления Минюста по Волгоградской области, и без экспертизы на коррупциногенность. Но какой экспертизе можно подвергнуть вот такой заголовок: «Вопреки логике и назло Путину? Инициатива администрации Волгоградской области идет вразрез с поставленной премьер-министром задачей».
 
Впрочем, к чему экспертиза, если этот пассаж воспринимается не иначе, как явное свидетельства нового витка информационной войны, которая давно уже воспринимается как неизбежное зло политико-социального ландшафта Волгограда? И ведь все догадываются,  откуда это зло исходит, и все понимают, что, загружая этим словесным поносом телеэфир, страницы газет и, особенно,  интернет- пространство, никто из заказчиков подобных «выстрелов» не приблизит нас к истине,  не поможет создать  новые  рабочие места, привлечь  инвесторов.
 
Кстати, об инвесторах и инвестициях. Появился недавно в Волгограде так называемый «Клуб Регионов». Не дети там заседают, а взрослые люди напрягают мозги. И, случается, даже аналитикой занимаются в соответствии с личным опытом и навыками партполитработы , обретенными на разных стадиях своей жизни. Весьма, надо заметить, просвещенные люди. Особенно это бросается в глаза, когда - хотелось бы ошибиться -  выполняют они, скажем так, чью - то  персональную просьбу. И чтобы реализация задумки воспринималась  ее заказчиком как можно убедительней, ввели в клубе такое понятие, как эксперт. Не ново, но поучительно.
 
Вот, к примеру,  появилась на этой неделе на сайте упомянутого клуба публикация, где некий эксперт, а, точнее, экспертша, поскольку дама (и одновременно депутат облдумы). И  поделилась она  с «клубниками» сокровенным: живет, дескать,  наша область тем, что оставил ей в наследство губернатор Николай Максюта, и никаких инвесторов она пока не видит. Депутатам, конечно, сверху видно все - они ведь тоже власть. А членам клуба легко и удобно принимать все на веру – эксперт же наговорил, а не кролик с бантиком. И принимают. И тиражируют. А если бы просто заглянули в святцы хотя бы того же Минрегионразвития, то воздержались бы петь осанну тому, кто ее не заслужил. И более того.
 
Вот официальный вывод специалистов в области инвестиционной политики: «По инвестиционному рейтингу регионов Эксперт РА, с 1999 по 2009 годы Волгоградская область ни разу не выходила за пределы оценки «Пониженный потенциал – умеренный риск». Вопрос: так какими же  были  эти годы – годами стабильности или стагнации? Между тем,  недавний результат: по итогам минувшего года Волгоградская область заняла в этом рейтинге 19 место. Кстати. На следующий после пресс-конференции день в прямом эфире радио «Новая волна» губернатор Анатолий Бровко отвечал на вопросы жителей области и журналистов, которые вели программу. Один из них спросил: «А ваши оппоненты подвергают данные о том, что в минувшем году в область привлечено 110 млрд рублей инвестиций, что более чем на 70% больше года предшествующего». Мне ответ показался конструктивным. «Я, - сказал губернатор, -предлагаю оппонентам разговаривать языком цифр и языком статистики, которые, к тому же,  уходят на уровень правительства».
 
Да, у цифр и фактов – один язык, у информационных войн – другой. И в том, что второй люди охотно принимают на веру, а к первому относятся с недоверием, нет ничего поразительного и даже удивительного. Подтверждение тому получили на этой неделе и развернувшиеся споры вокруг судьбы  здания ЦУМа в Волгограде, которое по решению федеральной власти, перешло в областную собственность. Впервые эта информация была озвучена на все той же встрече губернатора Анатолия Бровко  с журналистами. При этом было озвучено и такое намерение областной администрации «Передача этого здания в собственность субъекта - один из последовательных шагов в реализации проекта национального центра «Победа», который мы презентовали на международном инвестиционном форуме в городе Сочи. В будущем ЦУМ вместе с прилегающей к нему территорией образует единый комплекс исторической памяти».
 
Как показали события этой недели, воспринято это решение администрации  было далеко неоднозначно. Не будем сейчас размышлять о том, чье восприятие заявленных намерений отражают кричащие заголовки определенных изданий: Например,  «Волгоградский ЦУМ пережил Великую Отечественную войну, а губернатора Анатолия Бровко – нет». А вот еще один: «Патриотический универмаг как новая философия региональной власти».  То есть самые последовательные оппоненты признают: у региональной власти есть философия действий. Но они строят свои информационные войны на том, что эта философия остается малодоступной и, соответственно, не понятой широкими, как говорили в известные времена, трудящимися массами. И потому эмоциональные требования тех, кто хотел бы продолжать торговлю  на пригретых точках ЦУМа, при этом медленно, но уверенно превращая его в огромный, бесконечный секс-шоп, ближе сердобольному сердцу горожан, чем идеи сохранения культурного, исторического и патриотического наследства и их развитие.
 
 Но власть обязана учитывать разные мнения, а для этого нужно его изучить. Для этого можно обратиться за советом, а, если понадобится,  то и за помощью к общественным организациям, к ветеранам войны, к культурному сообществу, к Общественной палате, наконец. Такой диалог должен стать  постоянной составляющей внутренней и информационной политики, о чем, впрочем, уже приходилось говорить. Не надо даже пытаться создавать некое подобие «подушки безопасности» - это реализации стратегических планов развития области не поможет. Да и тактических тоже. Повторюсь: говорить и писать  об этом мне приходилось не раз, не два и не три. Это – не навязчивая мысль, а убеждение. И признаться, я с интересом слушал и читал материалы встречи Президента РФ Дмитрия Медведева с представителями Общественной палаты России.
 
Он огласился с тем, что качество обратной связи властей с гражданами в России, «мягко говоря, страдает». В этой связи президент  призвал чиновников наладить прямое общение с населением и, как он заявил,  намерен сам в ближайшее время организовать серию встреч с представителями разных социальных групп. По убеждению Медведева, «общаться с людьми обязаны все государственные служащие и напрямую, непосредственно и опосредованно как в традиционных формах, так и через электронные возможности». «Это существенно уменьшает дистанцию между властью и людьми, а чем меньше эта дистанция, тем более развитым является гражданское общество», - сказал он.
 
О чем тут спорить? Я не знаю. И не вижу необходимости…
 
Ефим ШУСТЕРМАН

 

 

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий