Вчера в крупнейшем международном аэропорту России «Домодедово» "прогремел" теракт, в результате которого погибли более 30 человек и ранены около 180. Эти цифры еще могут значительно вырасти. Следователи уже называют теракт одним из самых масштабных в мире, произведенных на транспорте. Для России, которая сталкивается с терактами практически каждый год, политической особенностью момента является то, что в этом году проходят парламентские выборы. Это, безусловно, заставит власти и всех основных политических игроков реагировать более жестко.
Политические последствия теракта появились также быстро, как появляются все новые сообщения с подробностями произошедшего. В СМИ быстро распространилась информация о том, что силовиков предупреждали о готовящемся теракте именно в «Домодедово» за неделю до взрыва. Силовые структуры и без того за последние годы понесли существенный репутационный ущерб, и нынешний теракт станет новым поводом для обсуждения дееспособности и эффективности соответствующих структур.
Мгновенно последовала и реакция двух участников тандема. Дмитрий Медведев отложил свой визит в Давос, где планировалось одно из самых ярких его выступлений. Причем важно отметить, что это выступление могло сыграть заметную роль в решении проблемы-2012: от того, как принимали бы Медведева, что он говорил бы и каково было бы затем обсуждение, могло зависеть, в какую сторону качнется выбор в пользу кандидата на пост президента через 2 года. Иными словами, поездка в Давос – это не только внешнеполитическое, но и внутри политически значимое событие. В то же время не откладывать поездку было бы очень непросто: во-первых, Медведев дал бы фору своим оппонентами, ориентированным на возвращение Владимира Путина пост главы государства. Во-вторых, упустил бы момент напрямую конкурировать с Путиным и силовиками по таким важнейшим темам как борьба с терроризмом и национальная безопасность. Медведев не мог допустить перехвата инициативы «ястребами».
Глава государства поручил министру транспорта Игорю Левитину, а также МВД в кооперации с ФСБ провести все необходимые для этого действия. Медведев поручил также МЧС и Минздравсоцразвития оказать необходимую помощь пострадавшим в результате теракта в «Домодедово». Кроме того, он поручил ввести особый режим во всех аэропортах и на вокзалах.
Лично проблемой занялся и сам премьер-министр. Он встретился с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой, поручив ей отправиться в больницы, чтобы выяснить объемы необходимой помощи.
Теракты всегда становились поводом говорить об изменении российского законодательства в сфере безопасности и в последние годы в этой сфере сделано многое. В этой связи новый теракт уже ставит более сложные задачи: насколько эффективными были прежние ужесточения и каковы могут быть направления законодательной коррекции. Как заявил Медведев, «после определенных событий мы приняли целый комплекс нормативных актов, законов на эту тему. Надо посмотреть, как они выполнялись и выполняются. Потому что то, что произошло, свидетельствует о том, что далеко не все законы, которые должны действовать, правильным образом применяются в разных местах. Надо в этом разобраться».
Политические партии также быстро подключились к обсуждению трагедии. На пленарном заседании во вторник фракция КПРФ поставит вопрос о создании парламентской комиссии по расследованию теракта в Домодедово. Глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев («Единая Россия») заявил, что депутаты уже во вторник могут потребовать выступить с отчетом руководство ФСБ, МВД и членов правительства в связи с терактом в Домодедово. Спикер Госдумы Борис Грызлов поручил профильным комитетам палаты подготовить предложения по усилению безопасности, в том числе антитеррористической, на воздушном транспорте. Его итогом должно стать «конкретные меры по усилению безопасности на транспорте».
Главной версией взрыва является теракт. Согласно предварительным данным, взрыв произвел смертник, который находился в толпе встречающих, а мощность бомбы составила около пяти-семи килограммов в тротиловом эквиваленте и было начинено металлическими поражающими элементами. Не исключается, что изначально планировалось взорвать самолет, однако план не удалось реализовать из-за попытки представителей милиции проверить документы подозреваемых. Кроме того, источники в правоохранительных органах сообщают, что российские спецслужбы, получившие перед терактом в Домодедово информацию о возможном взрыве в московском аэропорту, пытались задержать подозреваемых в Зеленограде, но оперативно-розыскные мероприятия не увенчались успехом. Трое подозреваемых, о которых сейчас сообщают СМИ, были объявлены в розыск еще до теракта.
В любом случае сейчас обсуждается, прежде всего, кавказский след. И это станет еще одной причиной говорить об эффективности политики государства в регионах Северного Кавказа. Однако важно понимать, что теракт произошел в предвыборный год и жесткие, силовые методы борьбы с терроризмом получают дополнительные основания и большее число сторонников. Стоит также напомнить, о чем не раз говорили оба участника тандема: выбор в пользу «кандидата тандема» будет делаться на основании анализа текущей ситуации в России, и ее ухудшение будет явно не в пользу Медведева.
Татьяна СТАНОВАЯ