Эта история началась еще в 2006 году, и о ней впоследствии неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Житель Нижнего Новгорода Михаил Лялякин проходил службу в волгоградской части 34605.. Тогда новобранцев заставляли бегать голышом по плацу, устраивали им «показательные расстрелы» и заставляли ночи напролет читать Уголовный кодекс при свете фонарика. Сотрудникам нижегородского Комитета солдатских матерей Михаил рассказал, что, будучи психологически подавлен, в какой-то момент решился на побег. Компанию ему составил младший сержант Власов.
В тот же вечер молодые люди двинулись в сторону Волгограда, но были задержаны командованием части в хуторе Степной. По пути в часть парней запугивали, обещая расстрелять или утопить в Дону, а начальству доложить о том, что беглецы так и не нашлись. Далее молодого человека, как он утверждает, обрили наголо, надели ремень в качестве ошейника и целый день водили на нем: в столовую, на построение и даже в туалет. Правда, ничего этого российские служители Фемиды не признали, суд не нашел подтверждений их словам. В итоге дело «спустили на тормозах». Однако в период с 2006 по 2009 годы сотрудники четырех правозащитных организаций, в том числе волгоградского «Материнского права» и нижегородского Комитета солдатских матерей, стали участниками масштабного проекта по оказанию помощи пострадавшим в армии. В рамках этого проекта, финансировавшегося Фондом Форда, в европейский суд было направлено несколько дел.
Как сообщает сайт общественной организации «Комитет против пыток», Европейский суд составил подробное описание фактов по делу Лялякина, уведомил Российскую Федерацию о поданной жалобе, а также задал сторонам вопросы, касающиеся нарушений Европейской Конвенции. Теперь государству-ответчику необходимо представить свою позицию по данному делу, в частности, объяснить страсбургским судьям, подвергался ли Лялякин пыткам и жестокому обращению, и эффективно ли было прокурорское расследование по данному вопросу. Власти РФ также должны предоставить Суду копии всех материалов официального расследования по жалобам Лялякина.