В советские времена работа в сфере ЖКХ традиционно считалась последней ступенькой перед безработицей, а несостоятельность коммунальных служб порождала многочисленные анекдоты. Как, например, невыдуманная история о пьяном в стельку горе-сантехнике, заснувшем во время ремонта под хозяйской раковиной. "Сегодня, - пишет обозреватель Die Zeit Йоханнес Фоcвинкель, - россиянам уже не до смеха. ЖКХ превратилось в одну из самых злободневных тем российской действительности. Ежегодный рост тарифов на 10-20% вынудил в прошлом году 12 тыс. жителей Калининграда выйти на массовую акцию протеста". Президент Медведев почуял взрывоопасный потенциал для широкомасштабного социального протеста и заговорил о необходимости скорейшего решения наболевшей проблемы.
В начале 1990-х россияне получили возможность, заплатив только за регистрацию собственности, приватизировать свое жилье, полученное от государства в советское время. "Власть стремилась гарантировать право на владение жилплощадью для всех и после развала социализма построить общество собственников и сформировать рынок жилья", - продолжает автор. При этом сектор ЖКХ продолжал оставаться нереформированным. Многие управляющие компании, отвечавшие за поддержание коммунального хозяйства и ремонтные работы в домах, за обеспечение их газом, электричеством и водой, отвод канализации и вывоз мусора, остались "под крылом" чиновников, подсуетившихся и заполучивших 100% акций. Из года в год эти компании собирают все больше денег с населения, при этом качество обслуживания оставляет желать лучшего.
"Развал ЖКХ начался на исходе советской эпохи, продолжился в 1990-е, и его не смогли остановить даже нефтедоллары, свалившиеся на страну за последнее десятилетие. По данным официальной статистики, около 40% всего жилищного фонда нуждается в капитальной реконструкции. Лопающиеся трубы с горячей водой, заливающей улицы и нередко обжигающей прохожих, уже давно стали буднями крупных российских городов", - говорится в статье.
Реформа ЖКХ значилась в списке приоритетных задач уже в 1990-е годы. Но только политики, готовые идти на чистое самоубийство, рискнули бы взяться за эту задачу, сделав из "черной дыры", как выразился экс-премьер Михаил Касьянов, "функционирующий бизнес-проект". В конечном итоге, замечает автор, было принято решение модернизировать систему при помощи частных компаний и рыночной конкуренции. Была разработана законодательная инициатива, однако "реформа, выглядящая на бумаге разумно, потерпела крах, столкнувшись с российской действительностью".
Помимо того, что на широкомасштабную реформу не хватает средств, многие новоявленные собственники продолжают думать "по-советски", отказываясь платить за работы в рамках капитального ремонта, считая, что затраты должно брать на себя государство. До сих пор, говорит Дмитрий Гордеев из Московского института экономики города, вместо того чтобы ремонтировать за свой счет протекающую крышу, некоторые собственники предпочитают писать письма с жалобами в городскую администрацию.
"Государство опасается социального протеста и пытается залатать большие финансовые дыры при помощи денег налогоплательщиков", - пишет автор, добавляя, что для приведения жилого фонда в надлежащее состояние не хватает и этих средств. Сдержанность на фоне коррупции и чиновничьего произвола демонстрируют и частные инвесторы.
"Для спекулянтов и мошенников рынок ЖКХ с его 43 млн квартир представляет собой лакомый кусок. Коррупция процветает, контроля практически никакого. Несмотря на предусмотренную законом свободную конкуренцию здесь по-прежнему доминирует кумовство, слагаемыми которого являются сомнительные компании и нечестные чиновники. Вместо рынка получается фактически монополия, где нечистые на руку дельцы делят между собой целые районы города. У "пришлых со стороны" нет ни малейшего шанса".
Как замечает журналист, россиянам еще предстоит научиться контролировать управляющие организации. При этом новая форма управления уже была создана - это так называемые Товарищества собственников жилья (ТСЖ). Однако нередко и ТСЖ попадают под недружественное поглощение, когда мошенники имеют связи в среде коррумпированных чиновников. Подделывают протоколы собраний, назначаются новые руководители, а собственники квартир могут узнать об этом лишь спустя месяцы. Однако, по словам Гордеева, люди начинают проявлять все более настойчивый интерес в вопросе о том, куда деваются их деньги. "Это длительный процесс, но изменение мышления в этой связи возможно", - отмечает эксперт.
Источник: Die Zeit