Формирование доходов местных бюджетов актуальности не теряет

Когда 20 апреля  в Волгоградской области проходил  единый день заседаний муниципальных комиссий региона по вопросу полноты и своевременности поступления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты и страховых взносов во внебюджетные фонды, у многих это вызвало скептическую улыбку.
 
На первый взгляд, к этому факту и впрямь можно было  отнестись как к очередной бюрократической акции: от разговоров, пусть даже с привлечением к участию в нем  недобросовестных налогоплательщиков, денег, мол,  не прибавится. Но  в своем комментарии наша Интернет-газета «Кривое –зеркало.ру: предложила: а давайте посмотрим на данные, которые по итогам первого квартала сообщил Росстат.
 
Товарооборот розницы растет— на 4,7% за квартал к тому же периоду прошлого года , и по итогам года Минэкономразвития прогнозирует рост розничных продаж на 3,8%... При этом уровень реальных зарплат населения, судя по цифрам,остался почти неизменным. Годом ранее розница росла вдвое медленнее зарплат и в шесть раз медленнее доходов. Более того, реальные доходы падают третий месяц подряд: за квартал они снизились на 2,9%, а в марте — на 3,4%.
 
Другими словами, слишком велик разрыв в показателях розницы и зарплат. В начале 2000-х рост заработков сильно опережал рост розницы - происходило «обеление» фонда оплаты труда, считают экономисты-аналитики. И предполагают, что  сейчас, возможно, идет обратный процесс - зарплаты «уходят в тень».
 
Этот процесс, есть и такое мнение, подстегнуло увеличение налоговой  нагрузки на предприятия, средний и малый бизнес в связи с увеличением ставки социального налога.  
 
А ведь формирование доходной части местных бюджетов полностью зависит от налога  на доходы физических лиц (НДФЛ). На долю этого основного источника приходится более половины от величины налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов. А вот и в Волгограде, и в области в целом, в прошлом году отмечалось отставание темпов роста НДФЛ от темпов роста фонда оплаты труда крупных и средних организаций: по сравнению с предыдущим периодом эти показатели соответственно составили 6,3% и 8,8%.
 
Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости принятия неотложных мер по увеличению налоговой базы по НДФЛ и снижению задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и взносов, начисляемых на заработную плату. Между тем, от этого во много зависит исполнение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.
 
Есть риск, что, пользуясь отсутствием налоговой отчетности о начислении и перечислении НДФЛ в течение налогового периода, организации - налоговые агенты могут, не перечисляя налог в бюджет, самовольно предоставлять себе так называемые бюджетные, фактически беспроцентные кредиты за счет бюджета. Кроме того, в 2011 году увеличился размер страховых взносов во внебюджетные фонды с 26% до 34%. В этой связи плательщики могут предпринимать действия, направленные на минимизацию заработной платы с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес.
 
Озабоченность данной проблемой в конце первого квартала  выразили Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО, налоговики, службы судебных приставов, Гострудинспекция, Волгоградское отделение Пенсионного фонда России. От данных ведомств поступило обращение  в администрацию региона с предложением заслушать на заседаниях комиссий руководителей тех предприятий, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума, а также имеют задолженность по уплате НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды.
 
Однако, тогда еще не было всех данных, которые бы отражали ситуацию в полной мере. Сегодня относительно полная картина предстала в информации, обнародованной комитетом по экономике администрации области.
 
Итак, 4,1 млрд. рублей,  или  только 21,8% от годового плана,  составили  налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований Волгоградской области за первый квартал 2011 года.
 
При этом, как отмечают в комитете экономики администрации региона, исполнение плана колебалось от 32,4% в Киквидзенском районе до 15,5% в Светлоярском.
 
В сопоставимых условиях налоговые и неналоговые доходы выросли за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,7%. При этом в Котельниковском и Палласовском районах доходы увеличились в 1,5 раза. Одновременно в пяти муниципальных образованиях они снизились и составили: в Михайловском районе - 99,5%, во Фроловском- 94,8%, в Среднеахтубинском - 93,4%, в городе Фролово - 98%, Урюпинске - 70,5% к уровню соответствующего периода 2010 года.
 
Тем не менее, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), являющемуся основным доходным источником  формирования  местных  бюджетов, план за первый квартал от годового назначения исполнен на 20,9%.
 
Впервом квартале 2011 года наблюдается рост поступлений по налогу на землю (второму по значимости доходному источнику) -  в 1,2 раза. При этом следует отметить значительный разброс в темпах роста (снижения) по  сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Так, в Городищенском районе  поступления земельного налога выросли в 3,8 раза, Старополтавском – в 2,2 раза, в Котовском и Клетском районах – в 2 раза. Вместе с тем в 16 муниципальных образованиях наблюдалось снижение поступлений. Среди них вновь Среднеахтубинский и Фроловский районы, города Фролово и Урюпинск.
 
Как сообщили в комитете экономики, анализ динамики показателей социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов по статистической, налоговой отчетности, подготовленных в рамках 607 Указа Президента РФ, и  ежеквартального мониторинга эффективности деятельности муниципальных образований показывает системное отставание отдельных территории.
 
В последней десятке по двум рейтингам практически постоянно находятся Городищенский, Калачевский, Нехаевский, Ольховский, Фроловский районы. Теперь к ним могут добавиться Михайловский, Среднеахтубинский районы, города Фролово и Урюпинск.
 
Как отмечалось на  совещании губернатора Анатолия Бровко с главами городских округов и муниципальных районов 26 апреля, это свидетельствует о системной недоработке органов  местного самоуправления в работе по пополнению доходной части бюджета.
 
Для исправления ситуации, муниципальным образованиям был предложен целый  комплекс мер по увеличению доходной части бюджета.
 
Сегодня Волгоградская область демонстрирует положительную динамику развития промышленного производства, однако эти темпы ниже среднероссийских показателей. Местным органам власти необходимо активизировать работу с директорским корпусом по выявлению проблем снижения или низких темпов развития предприятий.
 
Еще одним направлением их деятельности является привлечение инвестиций в развитие территории. Особое внимание следует уделить и развитию жилищного строительства. Итоги первого квартала 2011 года показывают, что снижение показателей по вводу жилья продолжается в 11 муниципальных образованиях. На совещании подчеркивалось, что установленный федеральным центром ориентир - ежегодный ввод жилья из расчета 1 квадратный метр на одного жителя, должен стать основой проводимой муниципалитетами жилищной политики.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий