Почти никаких неожиданностей большая пресс-конференция Дмитрия Медведева не принесла. Медведев уклонялся от темы будущего президентства и хвалил основные инструменты политического наследия Владимира Путина. Косвенно, правда, президент все-таки сделал заявку на второй срок.
Основной вопрос о президентских выборах Дмитрий Медведев оставил без ответа. «Политическая жизнь не шоу, а довольно сложная работа, которая подчиняется определенным технологиям. Такие решения должны приниматься иначе и объявляться несколько иначе», - заявил президент. Правда, он пообещал, что решение будет вскоре принято. «Это заявление достаточно близкого порядка», - заявил Медведев.
Второй ритуальный уже вопрос касался отношений с Владимиром Путиным. Медведев назвал Путина «коллегой и политическим партнером». Президент назвал Путина не просто коллегой, а их совместную работу не просто «тандемом», а «долгими отношениями». «Мы друг друга очень неплохо знаем и хорошо чувствуем», - заявил Медведев.
«В стратегии мы близки, иначе бы мы просто не смогли работать. Есть конкуренция, которая помогает, есть конкуренция, которая ведет в тупик», - заявил Медведев. И Медведев пообещал руководствоваться ответственным подходом при принятии решения.
Прямые губернаторские выборы Медведев традиционно не поддержал (вопрос о выборности вызвал шквал аплодисментов от журналистов). По его словам, процедура назначения «больше соответствует» нуждам российского государства, поскольку имеется множество скрытых конфликтов. В ближайшие 10-15 лет, предположил Медведев, процедура может быть изменена (ранее он заявлял о нежелании менять систему еще десятилетия), но для этого требуется качественные изменения политической обстановки. Пока же система назначаемости устраивает Медведева, поскольку позволяет ему эффективно управлять страной.
Малопартийность российского политического поля — в России зарегистрировано всего семь партий — Медведев назвал благом, что тоже можно счесть реверансом путинской политической системе. Партии Медведеву нравятся: президент отметил, что собирается опираться на те силы, которые его выдвигали «до того». В конце 2007 года Медведева формально выдвигали четыре партии - «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия (влилась в ЕР) и «Гражданская сила» (вошла в «Правое дело»).
Медведев, таким образом, внятно объяснил, что на выборы пойдет или он, или Владимир Путин. И метит пойти на выборы самостоятельно.
Об этом косвенно свидетельствовали и заявления чисто предвыборного свойства. Кавказу Медведев пообещал деньги не урезать, а развитие региона назвал стратегическим. Как и в ходе нескольких подряд больших пресс-конференций Владимира Путина, слово дали газете «6 соток» и садоводы получили от президента несколько ласковых слов. Всех ветеранов Медведев пообещал все-таки обеспечить квартирами. Силовиков успокоил по перспективам масштабных чисток, но пообещал менять совершивших проступки силовиков. Медведев лично отобрал вопрос про оленеводов и уважил оленеводов, коневодов и малые народности вообще.
Сам формат большой пресс-конференции ни разу не практиковался за годы президентства Медведева, в то время как Владимир Путин проводил пресс-конференции ежегодно. В этом смысле пресс-конференция, безусловно, является предвыборным мероприятием. Аккуратные высказывания Медведева по поводу будущего президентства и прочим политическим вопросам означают, что конечных договоренностей (предварительные вполне могут уже иметь место) по будущему кресла главы государства еще нет.
И, кажется, что мяч сейчас находится на стороне российского премьер-министра.
Медведев де-факто подтвердил обязательства по неизменности путинского политического наследия в период его потенциального второго срока. Единственное в чем младший тандемократ нарушил генеральную линию, это в вопросе по поводу Ходорковского. Медведев заявил, что выход Ходорковского на свободу ничем для общества не опасен. Это, впрочем, вовсе не означает, что опального бизнесмена скоро отпустят.
В остальном Медведев явно старался избегать острых тем. Из трех вопросов, которые отобрал сам Медведев, один, как уже говорилось, был про оленеводов, один — про используемые в речи президента слова-паразиты, один — про успехи и неудачи первых трех лет президента. Он похвалился удачным преодолением кризиса и обозначил направления будущей работы. Что не только в духе известной максимы «сам себя не похвалишь, никто не похвалит», но и, вероятно, заявка на второй срок.