Учитель, воспитай ученика

Как мы уже предварительно сообщали, сегодня в Волгограде стартовал уникальный проект«МАШКОВ-ЗАГРЕКОВ. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК».
 
Он  объединяет произведения двух мастеров- Ильи Машкова и его ученика Николая Загрекова из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств, дома-музея Н.Загрекова в Берлине, частных коллекций. Реализация проекта приурочена к празднованию 130-летнего юбилея И. И. Машкова, который будет отмечаться в июле этого года.
 
Проект осуществляется на родине Машкова, по инициативе и на базе Волгоградского музея изобразительных искусств, носящего его имя, при  активной организационной, финансовой поддержке Общества друзей Николая Загрекова (Россия-Германия), методическом содействии Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.
 
На выставке  представлены 29 живописных и графических произведений Машкова и 47 живописных и графических произведений Загрекова, среди которых есть работы, которые демонстрируются впервые.
 
Впервые предпринимается и опыт совместного экспонирования работ двух живописцев, призванный продемонстрировать развитие принципов, унаследованных от Машкова в искусстве Загрекова, параллели их творческих путей, а также общность судеб европейской культуры в целом.
 
Проект включает издание богато иллюстрированного научного каталога выставки, позволяющего более объемно продемонстрировать связи Машкова и Загрекова, привлекая произведения из многих собраний.
 
Илья Иванович Машков (1881-1944)- одна из знаковых фигур русского искусства 20 в. Собрание его произведений, принадлежащее Волгоградскому музею изобразительных искусств (ВМИИ)- одно из самых обширных и репрезентативных. Машков по праву считается одним из лучших отечественных колористов, непревзойденным мастером натюрморта. Он был талантливым преподавателем, создателем уникальной педагогической системы, неизменно оставлявшей след в дальнейшей судьбе его учеников. За 40 лет педагогической работы через его мастерскую прошло более 2 тысяч учеников. Разительно непохожие на учителя, не подражая ему в мелочах, они наследовали смелость быть собой, уважение к художническому ремеслу и к живописной традиции.
 
Николай Александрович Загреков (1897-1992 гг.)- художник и архитектор, большую часть жизни проживший в Германии,  получивший известность как немецкий художник. Ученичество Николая Загрекова у Машкова  пришлось на 1919–1921 гг.- время создания Вхутемаса, ставшего эпицентром  художественной жизни России в послереволюционные годы. В конце 1921 г. Загреков уехал в Германию. В 1936 г. после ареста брата и смерти матери он  потерял связи с родиной. 
 
После окончания войны в качестве архитектора Н.А.Загреков восстанавливал здания разрушенного Берлина. В 1952 г. избран заместителем председателя Союза берлинских художников, на этой должности пробыл долгие годы. Его искусство отзывается на многие явления культуры 20 в.: символизм, кубизм, экспрессионизм, Ар Деко, новую вещественность. Полотна Загрекова  находятся в Берлинской картинной галерее, в Бундестаге в частных коллекциях в Германии, России, США, Англии, Италии. Автор многочисленных портретов, пейзажей, натюрмортов. Н.А. Загреков умер в Берлине в возрасте 95 лет. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а в его доме организован музей.
 
Долгие годы творчество Николая Загрекова оставалось неизвестным на родине. В 2004 г. в рамках года культуры Германии в России выставка "Николай Загреков: возвращение в Россию" прошла в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
 
В 2007 г. в галерее "Наши художники"(Москва) состоялась выставка "Новая вещественность" Николая Загрекова и русские художники". Немецкий искусствовед Анна-Карола Краузе называет Загрекова «связующим звеном между российской и немецкой культурой».
 
Работы Машкова и Загрекова роднят высочайшая живописная культура, смелость выражения, сила утверждения, повышенная энергетика художественных средств. Это родство усилено определенной близостью личностного склада художников (оба были неутомимыми энтузиастами, максималистами), близостью ситуаций, сложившихся в советской и немецкой культурах  в 20 в.
 
 Принципиально важно, что Николай Загреков в своем преподавании унаследовал педагогическую систему Ильи Машкова. След их искусства, их преподавания до сих пор присутствует в современной европейской живописи.
 
Возвращение Николая Загрекова в российское культурное пространство – значительное и радостное событие. Важен сам факт обретения яркого, самобытного художника, в чьей судьбе спрессована не только история его поколения, но и перипетии истории двух государств.
 
Немаловажно, что наследие мастера подтверждает устойчивость связи с отечественной живописной традицией. Сопоставление произведений учителя и ученика позволяет более полно осознать истоки искусства Загрекова и в то же время оценить значение педагогического наследия Машкова, преодолевающего государственные границы и время. 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий