Предвыборная кампания в стране началась с партийных съездов. Первыми их провели "Патриоты России" и "Яблоко". По всем прогнозам, эти партии не имеют никаких шансов попасть в Госдуму – ведущие социологические службы не дают каждой из них больше одного процента голосов. Однако это ничуть не смущает самих участников политического состязания, утверждающих, что поддержка избирателей на предстоящих в декабре выборах будет намного весомее. При этом "яблочники" оказались гораздо амбициознее "патриотов": в отличие от них они надеются не просто преодолеть семипроцентный барьер, но и набрать 10-12 % голосов.
Тройка ведущих в предвыборном партийном списке "Патриотов России" не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлыми выборами. Под первым номером лидер партии Геннадий Семигин, за ним идут популярный актер Сергей Маховиков и глава партийного исполкома Надежда Корнеева. Программа, принятая на съезде, также традиционна: в ее основе лежит постулат о том, что "в богатой стране не должно быть бедных", а решить эту непростую задачу предлагается через "справедливое распределение национального богатства и собственности, а также доходов от их использования между всеми гражданами России". Главный лозунг нынешней избирательной кампании – "Патриоты России" за национальное возрождение". Под этим понимается создание государственной "идеологии патриотизма", которая и обеспечит в стране "национальный прорыв".
Программа партии "Яблоко", с которой она идет на выборы, более разнообразна: здесь и возврат прямых выборов губернаторов и мэров, и снижение проходного барьера до трех процентов на выборах всех уровней, и ратификация 20-й статьи Конвенции ООН о борьбе с коррупцией. Партийная "изюминка" предвыборного документа – бесплатная раздача земли под строительство домов при поддержке государства (на это предлагается выделить 14 трлн. рублей из госбюджета и резервных фондов).
Это простое решение жилищной проблемы для почти трети населения России, по мысли "яблочников", поможет "мирным конституционным путем избавить нашу страну от бремени отсталого периферийного капитализма", и потому авторы программы Григорий Явлинский и Сергей Митрохин дали ей название "Россия требует перемен". Предвыборный лозунг партии – "Мы вернем вам надежду" – тоже весьма актуален, поскольку сегодня для граждан страны нет ничего более ценного, чем возвращение утраченных надежд, даже, если они на самом деле являются просто иллюзиями.
В принципе, такой же иллюзорной надеждой можно считать возвращение на первую роль в предвыборном списке "Яблока" самого Явлинского, который ушел в отставку с поста председателя партии после прошлых провальных выборов в Госдуму. Долгое время его было не видно и не слышно. О крайне несговорчивом политике "в белом фраке" все уже почти забыли, и поэтому его "второе пришествие" может дать неожиданный эффект: не исключено, что многим избирателям вынырнувшая из нафталинного небытия фигура Явлинского в самом деле покажется символом надежд. Тем более, что неформальный лидер "Яблока" неплохо владеет искусством риторической критики.
Под вторым номером в "яблочном" списке на выборы идет нынешний председатель партии Сергей Митрохин. Третьим выступает член-корреспондент РАН Алексей Яблоков, который получил место в "тройке" благодаря тому, что глава "Деловой России" Борис Титов так и не решился вернуться в "Яблоко" из путинского "Народного фронта".
Вчера прошел еще один предвыборный съезд – свою программу и список достойнейших из достойных утверждала партия Владимира Жириновского. Мероприятие проходило под девизом "ЛДПР за русских", который станет лозунгом нынешней избирательной кампании либерал-демократов. Именно поэтому в предвыборный партийный список по Москве вошел Валерий Буданов – сын убитого Юрия Буданова. Этой теме был посвящен спецвыпуск партийной газеты, вышедшей под шапкой "Русские, хватит молчать!", "русскому вопросу" посвятил свой доклад лидер партии, а заголовок итоговой резолюции съезда звучал так: "Задача ЛДПР – собрать русскую нацию". Как обычно, Жириновский выступал перед делегатами на фоне карты мира и с указкой в руке, хотя сказанное им, конечно, не требовало ни того, ни другого.
Основные тезисы предвыборной программы ЛДПР, помимо "восстановления статуса России как великой державы", содержат в себе многие популистские идеи, которые Жириновский почти ежедневно проговаривает с телеэкрана. Например, отменить вступительные экзамены в вузы, "так как система ЕГЭ не оправдала себя", проводить "жесткий государственный и общественный контроль над активами олигархов", "судить публично чиновников-коррупционеров", "из грязных перенаселенных городов переезжаем в села, поселки, малые города для создания современного агробизнеса", "провести масштабную индустриализацию в стране на основе инновационных разработок российских ученых", "ЛДПР против вступления в ВТО" и т.д.
Рассуждая о перспективах на выборах, Жириновский сообщил, что "учитывая специфику России", ЛДПР предполагает занять второе место после партии власти. "Надеемся, что нам все-таки оставят 25 %", – заявил он, не уточнив, однако, кто именно должен "оставить" ему эти проценты – Путин по разнарядке или Чуров по приказу свыше. По словам Жириновского, "было бы целесообразно, если бы у "Единой России" было не больше 301 мандата, а ЛДПР и КПРФ поделили бы оставшиеся 149". При этом он особо подчеркнул, что в избирательном списке ЛДПР, состоящем из 315 кандидатов, "нет ни одного человека, в отношении которого когда-либо возбуждалось уголовное дело любого порядка" (напомним, что именно партия Жириновского всегда отличалась тем, что в ее рядах были лица с криминальным настоящим и уголовным прошлым).
Верхние строчки предвыборного списка либерал-демократов выглядят так: первый – сам Владимир Жириновский, второй – глава комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский, третий – сын Жириновского Игорь Лебедев, выполняющий по совместительству функции главы парламентской фракции ЛДПР.
Однако "дежурные" партийные съезды не идут ни в какое сравнение с главным предвыборным событием, не на шутку всполошившем значительную часть российского общества – остросюжетным спектаклем одного актера, поставленным Иваном Охлобыстиным. Споры о том, что хочет сказать Охлобыстин, заявив о своем намерении стать президентом России, и что он уже сказал на своем якобы литературном вечере в Лужниках, не утихают.
Охлобыстин взорвал надоевшую немоту вокруг президентских выборов, он прервал эту бесконечно затянувшуюся многозначительную паузу властного тандема. За это – спасибо. Предвыборная кампания началась с грандиозного фарса. Всем интересно, кто был его заказчиком и спонсором. Все наблюдают, как долго будет продолжаться этот политический перформанс, и чем он закончится. Режиссера, актера, отправленного за штат священника, а ныне креативного директора "Евросети" называют "новым Геббельсом", "новым Гитлером", просто маньяком и ОХЛОбыстиным. Но сам он честно признается: "Я – шут гороховый". А с шута, как известно, все взятки – гладки.
Возможно, кто-то действительно примет всерьез этот параноидальный мир, выстроенный Охлобыстиным в его "Доктрине 77", который он сам называет "русским миром". Возможно, для кого-то "историк" Охлобыстин, рассказывающий о "плане Даллеса" и "цитирующий" Тэтчер (хотя и то, и другое – современные мифы) покажется истиной в последней инстанции. Возможно, кто-то согласится с тем, что "русские созданы для войны" и "в мирной земной жизни нам нет места". В таком случае, "синдром Охлобыстина" – это болезнь, которую нужно долго и терпеливо лечить.
Болен ли ею сам автор "Доктрины 77"? Хотелось бы верить, что нет. Хотелось бы надеяться, что Охлобыстин силой своего актерского таланта и мастерства сознательно доводит до абсурда все самые "популярные" ныне идеи, понимая, насколько они заразительны.
Лидия АНДРУСЕНКО (НП)