Украденная старость
Россияне могут остаться без пенсий из-за "провалов" в законодательстве.
 
Дискуссия, вызванная рассмотрением в Госдуме законопроекта "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", подтвердила – у ныне работающих россиян нет твердых гарантий обеспеченной старости.
 
Еще в минувшем году в Министерстве здравоохранения и социального развития заговорили о модернизации пенсионной системы. Главным стало обсуждение вопроса о выводе из обязательного пенсионного страхования накопительной части, которая наряду с базовой и страховой является одной из трех составляющих пенсии. Вопреки этому 12 июля этого года думским большинством в первом чтении был принят упомянутый законопроект, согласно которому накопительная часть пенсии, напротив, объявлялась важнейшей ее составляющей.
 
Так называемый "выплатной" закон был разработан Минэкономразвития еще в 2009 году, но почти три года шел к обсуждению в парламенте из-за жесткой критики со стороны Минздравсоцразвития. Главной причиной для разногласий стали неоднозначные предложения документа. Первое – возможность срочного порядка выплаты накопительной части пенсии в течение семи лет. Второе – наследование остатков пенсионных накоплений в случае преждевременной смерти пенсионера до их исчерпания.
 
Ситуацию обостряет и то обстоятельство, что созданная при думском Комитете по труду и социальной политике рабочая группа пока не спешит готовить документ ко второму чтению. Между тем, первые заметные выплаты накопительной части пенсии, которые должны были начаться не раньше 2013 года, а массово – через 9-10 лет, начинаются уже в этом году. Их должны получить так называемые досрочники – в основном инвалиды, у которых пенсионные сроки считаются в особом порядке.
 
По оценке президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константина Угрюмова, из-за досрочного выхода на пенсию только в этом году выплаты должны были получить около 500 тысяч человек. В следующем году число граждан, имеющих право на получение накопительной части пенсии, может достичь 4 миллионов. "Отсутствие выплат является прямым нарушением прав застрахованных лиц", – подчеркнул он. Отметим, что сегодня законом "О трудовых пенсиях" регулируется только порядок, но не механизм установления выплат.
 
Однако замминистра Минздравсоцразвития Юрий Воронин в одном из интервью назвал законопроект "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" "очень спорным и сырым". Он также отметил, что "в законе о трудовых пенсиях есть все необходимые нормы для назначения накопительной части трудовой пенсии", поэтому его ведомство не намерено поддерживать "выплатной" закон в версии, "лоббируемой" НАПФ.
 
Как показала в своем выступлении во время первого чтения законопроекта в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева, документ вполне подходит для реализации сомнительных схем. "Если раньше искали дыры в законопроекте, чтобы осуществить сомнительные сделки, то теперь все наоборот: в начале разрабатывается конструкция сомнительной сделки или сомнительной аферы, а затем под нее уже подводится законодательство", – отметила она.
 
По мнению депутата, в документе как раз отсутствует главное – четкое понимание механизмов реализации его положений. Вместо этого законопроект предлагает ссылки на готовящиеся правовые акты и уделяет излишне много внимания снятию ответственности с негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. По этой причине, кстати, некоторые депутаты требовали проверить законопроект на коррупционность.
 
По мнению Дмитриевой, документ также умаляет права россиян в случае отказа от государственной накопительной пенсии. Получается, что после перехода в негосударственный пенсионный фонд действие закона "О трудовых пенсиях" прекращается. По крайней мере, законопроект ничего не говорит о регулировании таких отношений. "Но это все было бы прекрасно, если бы речь шла о добровольных отчислениях. Но это же обязательные отчисления", – отметила Дмитриева. Поэтому непонятно, компенсирует ли кто-нибудь потери, если, к примеру, частные структуры неожиданно закроются.
 
Многие эксперты отмечают, что у правительства и думского большинства отсутствует понимание дальнейшего пути пенсионной реформы.
 
При этом угрожающей становится диспропорция работающих и пенсионеров в России. Так, по оценке главы Минфина Алексея Кудрина, уже к 2020 году на 100 российских пенсионеров будет приходиться 112 работающих, а впоследствии соотношение трудящихся россиян и вышедших на пенсию сравняется. Поэтому средств на содержание людей преклонного возраста в стране с каждым годом становится все меньше. При этом активы, в которые вкладывается пенсионные деньги, зачастую теряют свою стоимость, что сильно бьет по накопительной части пенсионной системы.
 
Ситуацию усугубляет критическое положение на рынке труда. Работодатели хотят как можно меньше платить страховых взносов, предлагая работать по "серым" схемам. Кстати, недобросовестный руководитель мало того, что не перечисляет деньги в Пенсионный фонд будущему пенсионеру и 26 % единого социального налога, но и лишает его медицинского полиса, оплаты больничных и отпускных, снимает с себя ответственность за производственный травматизм и смерть наемных работников.
 
Суть реформы, начатой в 2002 году, состояла в том, что из распределительной пенсионной системы решено было сделать смешанную. Конечно, государство по-прежнему гарантирует каждому минимальное денежное довольствие, но для большинства молодых людей обеспеченная старость стала предметом личной заботы. Все это вроде бы должно было существенно расширить права россиян, призвать их к активности. Однако получилось скорее наоборот. Хотя частные компании не раз хвалились ростом доверия к себе со стороны россиян, до идиллии явно далеко. Еще свежи в памяти скандалы, связанные с деятельностью недобросовестных агентов, которые в погоне за вознаграждением "перепродавали" своих клиентов.
 
Попытка властей переложить хотя бы часть пенсионного бремени на плечи граждан не удалась. Дефицит Пенсионного фонда составляет более 1 триллиона руб. За счет взносов покрывается лишь 37 % пенсии, остальные 63 % составляют дотации из госбюджета. По расчетам Минфина, к 2013 году индексировать пенсии будет нечем.
 
Между тем, как показывают элементарные арифметические операции, на достойную пенсию рядовым россиянам заработать очень сложно. При этом с 2002 года отечественное социальное законодательство слишком часто менялось и предлагало разные проценты страховых отчислений. Поэтому почти бессмысленно, даже вооружившись справочными материалами, пытаться рассчитать будущий размер пенсии.
 

Уточнение положений пенсионной реформы – это насущная задача власти. Причем, большая часть россиян сейчас далека от того, чтобы поверить очередным радужным обещаниям. Тем более, что блага, которые им постоянно сулят с высоких трибун, все реже доходят до конкретного адресата. Ведь по статистике, наши мужчины в среднем переживают пенсионный возраст лишь на три года. 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий