Цены на топливо в России «ручное управление»

С 1 октября вступили в силу новые правила сбора экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, уже получившие название "режим 60–66". Проект пересчета пошлин разработан Минэнерго и Минэкономразвития с участием нефтяных компаний после весеннего топливного кризиса, когда из-за дефицита бензина в отдельных регионах его цена достигла 50 рублей за литр.

По замыслу чиновников, рост пошлин на вывоз нефтепродуктов поможет перенаправить нефть внутрь страны и обеспечить потребности отечественного рынка в топливе. Это должно стимулировать компании производить топливо, потому что экспортировать темные нефтепродукты, такие как мазут, станет невыгодно, а внутренний рынок ими уже перенасыщен. Однако в качестве компенсации за повышение пошлин на нефтепродукты правительство снижает ставку на экспорт сырой нефти, что, по мнению экспертов, может привести вовсе не к увеличению, а наоборот – к резкому снижению переработки нефти в России. Потому что нефтяники станут гнать сырую нефть на экспорт, пока цены на нее в мире велики. В итоге новый режим даст обратный эффект.

Между тем, в минувшие выходные бензин в Новосибирске подорожал на 3-3,5 рубля за литр. Некоторые АЗС вообще перестали продавать бензин, ссылаясь на его отсутствие. Торговцы топливом объясняют дефицит тем, что единственный производитель бензина в Новосибирской области – Омский НПЗ – "частично остановлен" для проверки оборудования. Поэтому заправкам приходится закупать бензин на оптовой бирже, где он стоит гораздо дороже.

Как сообщает местный сайт "НГС.Новости", бензин на заправках отсутствует по причине приостановки поставок топлива компанией "Газпром нефть". Раньше все АЗС приобретали бензин у Омского НПЗ через посредника – "Газпром нефть-Новосибирск", а теперь вынуждены покупать ее по рыночной цене, которую устанавливает Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа.

Стоимость тонны топлива на бирже составляет около 34 тыс. рублей, в итоге литр бензина в рознице может стоить не меньше 28 рублей. При этом топлива в свободной продаже нет, а спрос в семь раз превышает предложение, подсчитал руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.

Впрочем, не только Новосибирск сегодня испытывает проблемы с топливом. По словам директора по развитию ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, дефицит бензина ощущается во многих регионах России. Такая же ситуация, когда бензин исчезает с заправок независимых трейдеров, наблюдается в Калининграде, не хватает бензина и в Алтайском крае, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, сообщает агентство "Интерфакс". Продажа топлива там либо приостановлена, либо ведется по завышенным ценам.

Между тем, дефицита топлива на заправках в России быть не должно – это "абсолютный нонсенс", негодовал в июне премьер-министр Владимир Путин. В стране соблюдается общий баланс спроса и предложения бензина, вторило ему Минэнерго. И если какому-то региону не хватает бензина из-за ремонта НПЗ, то в других областях – излишек топлива, утверждает министерство. Причем, оно даже готово указать региональным трейдерам и операторам АЗС, где можно купить бензин. Дефицит топлива – это миф, который создают независимые операторы, чтобы был повод переписать ценники, считают в Минэнерго.

Вот только специалисты с этим не согласны. Все заводы страны работают на пределе мощностей, но до конца восстановить баланс спроса и предложения, нарушенный в начале года, так и не удалось, свидетельствует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Поэтому, по его словам, даже небольшой сбой в работе одного из НПЗ, действительно, может привести к "локальным затруднениям". В результате "искусственно заниженные" цены на заправках сразу же начинают расти, объясняет эксперт.

Для начала давайте разберемся, почему эксперт называет нынешние цены на бензин "искусственно заниженными". Скорее всего, речь идет о весенней ситуации с ростом цен на топливо, когда после заявления премьер-министра Владимира Путина о том, что они должны быть ниже, началось тотальное снижение розничных цен крупными нефтяными компаниями. Судя по всему, нефтяники услышали премьер-министра и даже стали соревноваться в понижении цен на своих автозаправках.

И не удивительно, ведь слова премьера были подкреплены заявлением главы ФАС Игоря Артемьева о том, что бензин и дизель просто обязаны подешеветь, иначе нефтяникам угрожают не только многомиллиардные штрафы, но даже уголовное наказание. По мнению главы ФАС, к завышению стоимости топлива однозначно приводит монополизм на внутреннем рынке нефти, причина завышенных цен – искусственно созданный дефицит. "По итогам прошлого расследования крупные нефтяные компании до сих пор выплачивают в бюджет 16 млрд. рублей, но снова теряют голову в погоне за прибылью. Все нефтяные компании знают, что если они попадаются во второй раз, штраф будет умножен на два, в третий раз – еще на два, а после трех раз подряд может последовать и уголовное наказание в виде лишения свободы", – предупредил Артемьев. Нефтяники послушались, и цены не топливо стабилизировались, но, как выяснилось, ненадолго.

Помнится, прежде нефтяники жаловались, что рост внутренних цен на топливо вызван жесткой привязкой налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) к ценам сырья на мировом рынке. "Действительно, НДПИ привязан к мировым ценам, но на самом деле его вклад в рост внутренней цены нефти сравнительно невелик, гораздо большую роль здесь играют экспортные пошлины, которые устанавливает правительство, – поясняет завлабораторией экономики минерально-сырьевого сектора ИЭП им. Гайдара Юрий Бобылев. – Внутренняя цена нефти формируется из ее мировой стоимости, за вычетом экспортной пошлины и стоимости транспортировки сырья на экспорт, поэтому она растет следом за повышением мировых цен. Но правительство может смягчить этот "обратный отсчет" за счет регулирования экспортной пошлины".

И вот правительство решило заняться именно этим. Новый "режим 60–66" предполагает повышение пошлин на экспорт темных нефтепродуктов и дизельное топливо с 46,7 % от пошлины на нефть до 66 %, а ставка на сырую нефть, напротив, снижается с 65 % до 60 %. Отсюда и название – "60–66".

Но поможет ли это перенаправить нефтяные потоки внутрь страны, на переработку, чтобы обеспечить АЗС необходимым объемом топлива? Как считают эксперты, хотя по замыслу чиновников "режим 60–66" направлен на стимулирование нефтепереработки, на самом деле его механизм делает более привлекательным экспорт сырой нефти, пошлина на которую в октябре снижена с 443,25 до 411,4 долларов за тонну.

После введения новых "правил игры" у компаний появляется два варианта действий: модернизировать свои нефтеперерабатывающие активы, или сконцентрироваться на экспорте сырой нефти. А с учетом того, что большинство российских НПЗ нуждаются в серьезных инвестициях, которых в нынешней экономической ситуации ждать не стоит, нефтяники явно выберут второе. Причем, направят на экспорт даже ту нефть, которая раньше шла на переработку.

Так уж сложилось, что российские нефтяные компании получают основной доход именно от экспорта сырой нефти. Правда, чем выше цена нефти, тем больше нефтедолларов у них забирают в бюджет. По расчетам аналитиков ИЭП, при стоимости нефти в 100 долларов за баррель, налоги и пошлины составляют 63 % от общей выручки нефтяных компаний. Кроме этих издержек у нефтяников еще существуют затраты на добычу, переработку, транспортировку нефти, отчисления на амортизацию, и в итоге их прибыль составляет не более 10-15 % от общей выручки. Но дорогая нефть все-таки дает им больше прибыли: ведь 10 % от 100 долларов за баррель гораздо больше, чем от 60 долларов.

Вот и получается, что высокие мировые цены на нефть выгодны всем, кроме отечественных потребителей, которые вынуждены платить за топливо втридорога. И это касается не только рядовых граждан, платящих за бензин на заправках, но и сельхозпроизводителей, транспортных предприятий и так далее. В итоге все это отражается на кошельках россиян из-за роста составляющей транспортных расходов в ценах на товары и продукты.

Каков же выход из этой ситуации? Пока видится только один – "ручное управление". Премьер Путин как всегда соберет нефтяников и даст установку, например, 25 рублей за литр бензина и ни копейки больше. И все опять станет нормально. На какое-то время...
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий