Новые кормушки для  коррупционеров завтрашнего дня?

Как известно, Волгоград был пионеров создания сети многофункциональных центров (МФЦ) не только на территории области, но и в ЮФО. Благодаря победе Волгоградской области в конкурсном отборе среди субъектов РФ на финансовую поддержку реализации мероприятий административной реформы, в прошлом году, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 1634-р, в область поступило 10 млн.рублей.

Как сообщали тогда в комитете экономики администрации Волгоградской области, большая часть суммы - 7,5 млн. рублей – будет перечислена муниципальным районам и городским округам – победителям регионального конкурсного отбора по предоставлению в 2011 году субсидий на организацию деятельности МФЦ. Еще 2,5 млн. рублей пойдет на разработку единой автоматизированной информационной системы многофункциональных центров.Тогда же отмечалось, что на предоставление субсидий из областного бюджета на организацию деятельности МФЦ муниципалитетам, прошедшим конкурсный отбор, было выделено 30 млн. рублей.

Однако потребности в финансовых средствах муниципальных районов и городских округов на проведение капитального и текущего ремонта помещений многофункциональных центров, а также их оснащение в соответствии с установленными требованиями и стандартами комфортности оказались значительно больше – 37,9 млн. рублей. И федеральные средства дали возможность дофинансировать бюджеты муниципальных районов (городских округов) - победителей конкурсного отбора в соответствии с их нуждами. Создание многофункциональных центров осуществляется за счет местных бюджетов с субсидированием из областной казны. Причем субсидия составляет 60 процентов от объема средств, необходимого на организацию деятельности МФЦ. Всего с 2009 по 2011 годы на создание многофункциональных центров в регионе было направлено 127,2 млн. рублей.

Планируется, что создание сети МФЦ продолжится в рамках разрабатываемой комитетом экономики долгосрочной областной целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Волгоградской области на 2012-2014 годы».

К ныне действующим, в текущем году планируется открыть не менее 16 МФЦ, в том числе 11 в районах области – Даниловском, Котельниковском, Кумылженском, Нехаевском, Николаевском, Новоаннинском, Октябрьском, Палласовском, Среднеахтубинском, Урюпинском, Чернышковском. Как показывает практика, работа многофункциональных центров заметно повышает качество и сокращает сроки предоставление государственных и муниципальных услуг населению, упрощает процедуру их получения, способствует ликвидации посредничества, искоренению коррупции. Таким образом, к концу 2012 года доступ к услугам многофункциональных центров может быть обеспечен на территории всей Волгоградской области.

Казалось бы, можно только радоваться тому, что на днях в Госдуму поступил законопроект, призванный расширить возможности использования многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг – так называемой службы "одного окна". Документ внесло на рассмотрение депутатов российское правительство.

Новостные ресурсы просто захлебываются от перечисления всех тех добрых дел, которые смогут отныне сделать для рядовых (и не рядовых) граждан работники МФЦ. Работодатели смогут получать через центры информацию о ситуации на рынке труда. Антимонопольные органы через них можно будет уведомить об осуществлении сделок. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, смогут через МФЦ подать заявление, в том числе в электронной форме. Более того, центр сможет выдать копию решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Один из популярных интернет-ресурсов написал даже, что «в Госдуму внесен законопроект, позволяющий по интернету жениться, жаловаться и просить о перепланировке». Хорошо, что никто еще не написал о законодательном закреплении за МФЦ услуг по деторождению через интернет. Так то же, на самом деле, происходит с центрами, которые начали появляться у нас в стране еще в 2006 году?

Тогда все начиналось как эксперимент. Сначала была высказана идея. Потом остановились на определенных формах ее воплощения. Потом договорились, какие там будут оказываться услуги. Затем были определены требования к МФЦ. И не все центры были тогда бюджетными организациями: некоторые из них создавались как общества с ограниченной ответственностью и услуги оказывали платные. Сейчас другое дело.

"Есть разные формы, в которых центры существуют, – говорит заместитель генерального директора АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" Виктор Харченко, принимавший в свое время участие в разработке идеи МФЦ, – это может быть автономное бюджетное учреждение, государственное или муниципальное учреждение".

О столь радостно встреченном нашими СМИ увеличении количества услуг эксперт отозвался весьма меланхолично: "Дело в том, что регламентация их деятельности постоянно уточняется". Зато он обращает внимание на совсем иной аспект законопроекта: МФЦ созданы на региональном и муниципальном уровне, но оказывают услуги, относящиеся к ведению федеральных органов власти. Кто должен нести расходы по предоставлению этих услуг? Если работники МФЦ выполняют работу сотрудников федеральных органов, то федеральная власть должна выделять власти региональной какие-то субсидии. Есть ведь затраты на зарплату, накладные расходы и тому подобное. Но из федерального бюджета деньги на содержание МФЦ не выделяются.

«Дело в том, – объясняет Харченко, – что первоначально значительная часть МФЦ была создана за счет федеральных средств. Регионы подавали заявки, указывали, какое финансирование есть у них, и получали по конкурсу федеральные средства на создание центров. Федеральная помощь шла на строительство центров, их оборудование».

Теперь же федеральные власти считают: мы вам уже заплатили, давайте, работайте сами. А, между прочим, той же самой федеральной властью поставлена задача, чтобы к концу этого года в каждом районе каждого региона был МФЦ. Так что решение вопросов, связанных со взаимодействием различных органов власти, – задача отнюдь не второстепенная. И тут возникает еще один крайне неприятный вопрос: а зачем вообще нужны эти центры? Ведь они, на самом деле, за бюджетные деньги выполняют ту самую работу, которую чиновники различных уровней должны выполнять в рамках своих должностных обязанностей.

Совсем недавно Росстат опубликовал данные, согласно которым зарплаты наших чиновников в несколько раз превышают средние по стране. За что же им платят такие деньги, если для выполнения их обязанностей приходится создавать столь разветвленную сеть многофункциональных центров?

Нам гордо заявляют: законопроект, если он будет принят, позволит ликвидировать существующие на сегодня ограничения на предоставление госуслуг в МФЦ, а также исключить необходимость личного взаимодействия гражданина с чиновниками. А кто такие работники самих МФЦ? Те же чиновники, только не получившие, во всяком случае, пока не получившие, ряда чиновничьих привилегий. Но ИТАР-ТАСС, со ссылкой на аппарат нижней палаты парламента, утверждает: таким образом, законопроект должен стать еще одним шагом к ликвидации "кормушек" для коррумпированных чиновников.

Так ли это? А, может быть, сегодня создаются новые «кормушки» для завтрашних коррупционеров не очень высокого ранга?

Сегодня люди, отвечающие за развитие проекта, ссылаются на то, что 90 % опрошенных граждан, пользовавшихся услугами МФЦ, признает эти услуги качественными. Им больше нравится получать услуги в центрах, чем в органах власти. Здесь есть, где оставить ребенка, есть кондиционеры, есть, где посидеть, а сотрудники вам улыбаются. Очень хочется порадоваться за этих людей, особенно после того, как будет дан ответ на несколько вопросов.

Во-первых, почему госслужащие, работающие в МФЦ, могут улыбаться посетителям, а те, кто работает в органах власти, на это не способны? Ведь не секрет, что после пяти минут пребывания в приемной какого-нибудь руководителя низшего звена, без визы которого у вас не примут бумаги его начальники, вспоминается реплика из старой, еще советской юморески: "Почему секретарша без намордника?". Во-вторых, почему в МФЦ можно поставить кондиционеры в местах, где находятся посетители, а в органах власти нет? Наконец, почему все сведения о безмерной благодарности граждан нам сообщает исключительно Минэкономразвития – ведомство, напрямую отвечающее за внедрение МФЦ?

Скажем честно: под россказни о новом чуде создается абсолютно лишняя бюджетная структура. Чтобы одни чиновники могли спокойно заниматься любимым делом, известным как "распил – откат", не отвлекаясь на общение с рядовыми гражданами, другие чиновники, опять же за бюджетные деньги, будут общением с этими гражданами заниматься. А поскольку бюджет не резиновый, нам будут говорить о необходимости повышения пенсионного возраста и увеличении рабочего стажа до фантастических величин. Будут сокращаться расходы на образование, культуру и здравоохранение.

В общем, мы все, в той или иной форме, будем оплачивать безбедную жизнь еще тысяч и тысяч людей, скромно именуемых госслужащими. И за это нам будут рассказывать сказки о том, что добрые дяди и тети по первому нашему интернет-зову оформят нам жилье, женятся за нас, нарожают нам детей и тут же за нас разведутся. Так кому же на самом деле принесет пользу документ, которому, скорее всего, предстоит вскоре стать законом?
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий