Следователи, изучающие версию обледенения в качестве основной причины катастрофы, могут возложить ответственность за случившееся на одного из двух возможных виновников. По какой причине ATR-72 - единственный из всех самолетов, вылетавших в понедельник из Тюмени, отправился в полет без спецобработки антиобледенительным составом, до сих пор не установлено. Однако вариантов может быть только два: либо от процедуры отказался командир экипажа Сергей Анцин, либо самолет по какой-то причине не стали обслуживать представители ООО "ЮТэйр-техник", пишет "Коммерсант".
Между тем газета "Известия" настаивает, что решение об отказе принимал 27-летний Анцин, который, видимо, понадеялся на антиобледенительную систему, штатно установленную на ATR-72. Об отказе Анцина сообщил изданию глава Росавиации Александр Нерадько. Информацию об этом сразу же после трагедии подтвердили и в тюменском аэропорту "Рощино", отмечает газета.
Накануне источник в оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы пояснил, что в аэропорту "Рощино" действительно предлагают перед вылетом обработать воздушное судно противообледенительной жидкостью, но лишь в качестве дополнительной платной услуги - примерно за 30 тысяч рублей. Решение же всегда принимает командир экипажа, отметил источник.
Однако опрошенные "Известиями" эксперты подчеркнули, что в причинах отказа Анцина следует разобраться детально. "Нужно попытаться докопаться до причин, почему все произошло именно так. Что сказалось: недоученность пилотов или так поставлена работа в компании", - сказал председатель профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.
Пока версия обледенения остается доминирующей в расследовании катастрофы ATR-72 компании "ЮТэйр", унесшей жизни 31 человека. В настоящее время, по данным "Коммерсанта", специалисты Росавиации, Генпрокуратуры и СКР ищут виновного в том, почему самолет перед вылетом не прошел антиобледенительную обработку. По словам источников, участвующих в расследовании, представители правоохранительных ведомств уже изъяли в аэропорту Рощино записи с видеокамер, установленных на площадках парковки и техобслуживания самолетов. Кроме того, изучаются распечатки радиопереговоров экипажа ATR-72 с диспетчером и наземными службами во время подготовки к полету.
Осмотрены работавшие в аэропорту в понедельник спецавтомобили, которые производят смывку с самолетов горячей водой налипшего льда и покрывают их жидкостью "Арктика". Для установления количества прошедших в тот роковой день спецобработок остатки реагента слиты и взвешены.
Эксперты высказывают однозначную уверенность в том, что противообледенительная обработка в погодных условиях, при которых в понедельник взлетал ATR-72, была необходима. Однако они расходятся в мнениях по поводу ответственности за эту процедуру - по словам одних, экипаж не может самостоятельно оценить необходимость процедуры, другие же специалисты указывают, что тем не менее вопрос с обработкой спецжидкостью в каждом случае решается индивидуально, и у экипажа есть право отказаться от нее.
В минувший вторник Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительную схему взлета и падения ATR-72. По данным экспертов, после отрыва от земли самолет смог подняться только на 210 метров, после чего накренился сначала вправо на 35 градусов, а затем влево на 50 градусов. Затем самолет врезался в землю. Как считают специалисты, так как после взлета машина потеряла скорость и вышла в плоский штопор, спасти ее не смог бы даже опытный летчик-испытатель.
Причиной такой ситуации, по всей видимости, стал тот факт, что еще во время разгона на крыльях и руле высоты ATR-72 начала формироваться корка льда. С увеличением скорости процесс обледенения резко усилился, а когда пилоты начали убирать закрылки, обледеневший самолет начал падать.
Расшифровка бортовых самописцев ATR-72 подтвердила, что лайнер потерял управляемость из-за обледенения, сообщили газете "Известия" источники в Росавиации. По словам собеседников издания, стало известно, что лед забился в элероны - подвижные части крыла, расположенные на задней кромке. Так как эти детали предназначены для управления углом крена самолета, экипаж не смог совершить больше ни одного маневра.
Как рассказал источник газеты, картина полета подтверждает версию: сначала пилоты сделали один крен, потом другой, убедившись, что машина не слушается, решили вернуться. "А для этого нужно делать разворот - и тоже с креном. Ребята попали в сложное положение: вариантов справиться с потерей управляемости есть несколько, но четких рекомендаций нигде нет", - добавил собеседник "Известий".
Из расшифровки переговоров следует, что потерю управляемости пилоты обнаружили сразу после отрыва от земли и поэтому попытались вернуться на аэродром.
Газета "Московский комсомолец" выдвигает еще одну версию, почему ATR-72 не обработали антиобледенительной жидкостью. Об этом изданию на условиях анонимности рассказал специалист, работающий в системе управления воздушным движением. Он предположил, что этот состав украли, чтобы "за копейки" продать автомобилистам в качестве стеклоочистителя.
Со ссылкой на работников местной аэродромной службы источник сообщил, что в понедельник специальная машина с реагентом подъезжала к ATR-72, однако командир экипажа, по словам рабочих, якобы сказал, что обработку делать не надо. При этом подписи на документе о проведенной обработке поставили как командир самолета Сергей Анцин, так и сотрудники наземной службы, утверждает источник.
"Понятно, что они не имели права этого делать: не обработал - не подписывай. А если подписали, то фактически это означает, что они, возможно, вместе с экипажем, украли деньги, которые платит авиакомпания аэропорту за антиобледенительную обработку самолета", - пояснил собеседник газеты. Он не смог сказать, о какой именно сумме идет речь, однако предложил посчитать: если 5 литров стеклоочистителя стоят 450 рублей, то для самолета нужно где-то литров 400-600 подобного состава. Похищенный антиобледенитель разводят, разливают по канистрам и вывозят на дорогу, чтобы продать автомобилистам, утверждает источник.
Отметим, что эта версия представляется довольно странной, если верить утверждениям, что в понедельник антиобледенительным составом были обработаны все самолеты, за исключением ATR-72. Об этом, в частности, заявил сразу после катастрофы генеральный директор аэропорта "Рощино" Владимир Поляков. Впрочем, и это заявление было поставлено под сомнение одним из источников в следствии, который заявил газете "Комсомольская правда", что директор аэропорта, скорее всего, лжет. У Полякова есть свой интерес, что свалить всю вину на экипаж, и отвести подозрения от служб аэропорта, считает источник газеты.