Благие намерения

Как всегда двойственное впечатление вызвало выступление Путина в Госдуме, который в большинстве своём сказал правильные слова относительно того, что нужно сделать, но при этом ни слова не сказал о тех проблемах и откровенных провалах в социально-экономической политике, которые стали результатом деятельности нынешних властей.

Подавляющая часть того, что было сказано премьером Путиным в Госдуме по своей сути правильно и не вызывает вопросов. Однако вся беда состоит в том, что аналогичные заявления мы уже слышали 11 лет назад, а озвученные им же самим контуры экономической политики в корне противоречат возможности выполнения заявленных планов по модернизации экономики и повышению уровня жизни населения.

Назначенные на 1 июля 2012г. скрытая приватизация бюджетной сферы и повышение тарифов естественных монополий на 15-20% спровоцируют рост стоимости государственных услуг, скачок социальной инфляции на 18% и падение жизни 70% населения, получающих менее 15 тыс. рублей в месяц. Да, с формальной точки зрения, доходы населения за последние 11 лет выросли более чем в 9,6 раз, однако с учётом реально инфляции, превышающей 13% в год, рост не превысил 2,1 раз. С учётом крайне высокой имущественной поляризации общества, когда только по официальным данным доходы 10% самых богатых россиян в 16,5 раз превышают доходы бедных слоёв населения (а с учётом скрытых доходов на капитал и от предпринимательской деятельности и вовсе в 35-40 раз) получается, что за последние 11 лет доходы узкого круга чиновников и сырьевых монополистов подскочили в 20-25 раз, а доходы подавляющей части населения выросли менее чем в 1,5-2 раза.

Вступление в ВТО в принципе противоречит планам модернизации экономики: глобальные ТНК и международные банки традиционно рассматривают Россию и слаборазвитые страны в качестве сырьевого придатка, поставщика рабочей силы и рынка сбыта для своей продукции. Ни о каком трансфере высоких технологий не может быть и речи – международные монополии практически никогда не идут на передачу ключевых управленческих и производственных технологий, которые являются основной их доминирующего положения на международных рынках и позволяют извлекать монополистическую ренту. И это уже не говоря об эффекте масштаба производства, доступе к дешёвым источникам финансовых ресурсов, многоступенчатым механизмам уклонения от уплаты налогов, трансфертном ценообразовании и военно-политической поддержке, позволяющей международным ТНК и банком осуществлять экономическую колонизацию слаборазвитых стран.

Российские обрабатывающие производства, объёмы выпуска которых не дотягивают до 60% от 1990г., а износ основных фондов зашкаливает за 75%, задыхаются от ценового шантажа естественных монополий, коррупционных поборов, неподъёмных ставок по кредитам (17-22% годовых) и отсутствия минимальной господдержки. Уже сегодня средняя норма операционной рентабельности в обрабатывающей промышленности в 1,5-2 раза ниже ставки по кредитам, а до 50% в структуре отпускной цены производимой продукции в розничной продаже приходится на транспортные издержки, прибыли перекупщиков и коррупционные поборы. С таким уровнем коррупционных и монополистических издержек продукция отечественных товаропроизводителей в принципе неконкурентоспособна.

Безусловно, при желании можно в полном объёме реализовать все озвученные Путиным программы развития промышленности и провести масштабную модернизацию экономики и инфраструктуры даже без увеличения налогового бремени на несырьевые секторы экономики и население, более 70% которого имеют доходы ниже 15 тыс. рублей. Достаточно повысить собираемость налогов с нынешних 65% до общеевропейских 85%, и ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц и социальных платежей, что даст дополнительно более 2 трлн. рублей бюджетных доходов и позволит профинансировать любые начинания в области диверсификации экономики. Сегодня получается уникальная ситуация – 50% населения России, которые, согласно исследованию Института социологии РАН, находятся за чертой бедности, в реальном выражении платят больше, чем чиновники и сырьевые монополисты. Суммарная ставка НДФЛ и социальных платежей для социально незащищённых граждан превышает 43%, тогда как руководство крупных госкомпаний платят менее 20%, а владельцы бизнеса за счёт вывода прибылей в оффшоры и использования дивидендных схем платят не более 15%.

За счёт ограничения незаконного вывоза капитала, превысившего за последние 11 лет только по официальной статистике $355,9 млрд. или 18% ВВП, можно было бы удвоить объём капитальных вложений в основные фонды, провести модернизацию изношенной на 75% инфраструктуры, в 5 раз увеличить бюджетную поддержку экономики, в разы нарастить расходы государства на науку и НИОКР и возродить наукоёмкие производства, объёмы производства в которых в 3-5 раз ниже 1990г., а загрузка мощностей не поднимается выше 40%.

Основная проблема России состоит в том, что уже более 20 лет мы втянуты в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена, которая в принципе делает не выполнимыми все планы по модернизации, и нынешние власти не пытаются выйти из неё. За период 2000-2011гг. из страны было вывезено невосполнимого природного сырья в объёме $3,17 трлн., тогда как потери от импорта китайского ширпотреба и литовских сырков превысили $1,9 трлн., чистые потери от импорта услуг превысили $204,3 млрд., а от оплаты труда иммигрантов - $53,6 млрд. Сюда же стоит добавить накопленный за последние 11 лет незаконный вывоз капитала за рубеж. А также убытки от выплаты процентов и дивидендов глобальным финансовым спекулянтам и ТНК, оцениваемые в $267,2 млрд. или 79% федерального бюджета, которых вполне достаточно, чтобы в течение 6 лет покрывать дефицит Пенсионного Фонда или в 3 раза нарастить бюджетные расходы на поддержку национальной экономики и провести комплексную диверсификацию экономики.

В результате искусственного поддержания дефицита денежного предложения, вывозы за рубеж сотен миллиардов долларов валютных резервов и хронического нежелания развивать отечественную банковскую систему российские компании и банки плотно сели на иглу внешних займов, и только в 2011г. понесли чистые убытки от уплаты процентов и дивидендов иностранным кредиторам в размере $50,7 млрд. Всего же с начала 2000г. объём ЗВР увеличился с $29,2 до $565 млрд., а размер корпоративного внешнего долга подскочил с $23,3 до $513,4 млрд.
Другими словами, сначала под наукообразные лозунги об «управлении валютными рисками» и «абсорбировании избыточного денежного предложения» под 2,5-3,5% кредитовались бюджетные дефициты наших стратегических конкурентов, финансировался научно-технический прогресс американских и европейских ТНК, а затем отечественные банки занимали их под 8% и ссужали российским компаниям, находящимся в условиях 20-летнего инвестиционного кризиса, под 13-15%.

Однако премьер ни слова не сказал о том, что за последние 20 лет Россия, по сути дела, превратилась в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК с разрушенной обрабатывающей промышленностью, деиндустриализированной экономикой и деградирующим научно-техническим потенциалом. При этом Банк России, превратившийся в валютный обменник и филиал Федеральной Резервной Системы США, лишь усугубляет инвестиционный кризис своим нежеланием отвязать эмиссию рублей от притока «нефтедолларов» и иностранных кредитов и наращивать монетизацию экономики с нынешних 41% до общеевропейских 85% и 170% в КНР.

Хроническое нежелание денежных властей осознать тот факт, что инфляция в России носит не монетарный характер (избытком денежного предложения), а спровоцирована огромными непроизводительными издержками: коррупция, ценовой произвол транспортных и сырьевых монополий, неподъёмные ставки по кредитам, засилье перекупщиков, устаревшие технологии, а также крайне высокий износ основных фондов и инфраструктуры, достигающий 75-80%. И искусственное сжатие денежного предложения, и вывоз валютных резервов лишь усугубляют инвестиционный кризис в несырьевых отраслях, разгоняет инфляцию издержек, и способствуют деградации экономики.

Ключевая проблема современной России состоит в том, что вся вертикаль власти и общество в целом парализованы судорогой коррупции, которая блокирует все, даже самые благие намерения нынешних властей выйти из состояния колониального «сырьевого придатка» Запада, прекратить проедать национальное богатство и приступить к возрождению наукоёмких производств. Необходимо как минимум снизить масштабы коррупции, которая только на госзаказе в 2011г. превысила 3,5 трлн. рублей, а в купе с рынком «обналичивания» и незаконным вывозом капитала превышает отметку в 5 трлн. рублей или 10% ВВП. В противном случае, не стоит удивляться тому, что только за последние 3,5 года из России утекло более $340 млрд. или 18,2% ВВП.

При нынешнем уровне монополизированности экономики и коррупционных поборов с бизнеса и населения в принципе становятся не рентабельными подавляющая часть несырьевых секторов экономики, а планы по модернизации просто невыполнимы.

Уже более 20 лет в России существует система самовоспроизводящегося суженого воспроизводства и паразитического проедания национального богатства, которая выражается в бесконтрольной распродаже природных недр и вывозе «нефтедолларов» в фешенебельный страны для демонстративного потребления узким кругом приближенных к власти сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников. Системный кризис, в который валится Россия, маскируется высокими ценами на нефть и инфляцией «нефтедолларов», позволяющей имитировать рост уровня жизни населения и деловой активности в сырьевых секторах экономики.

На протяжении последних 11 лет происходило ускоренное проедание национального богатства - средние темпы рост импорта на протяжении 2000-2011гг. превышали 22,7%, тогда как прирост выпуска продукции обрабатывающей промышленности в среднем не поднимался выше 5,5%. Другими словами, на каждые 10 рублей прироста потребления населения 8 рублей уходило на покупку импортной продукции и лишь 2 рубля направлялись в доходы отечественной промышленности. Именно этим проеданием «нефтедолларов» и был обусловлен мифический рост уровня жизни населения – темпы роста розничной торговли в среднем превышали отметку в 22,5%, что и позволяло маскировать усиливающийся спад в обрабатывающей промышленности и деградацию экономики. Не случайно доля импортной продукции на прилавках розничных сетей в среднем превышает 50%, а в крупных городах-миллионерах зашкаливает за 75-80%.

Безусловно, все заявленные планы по слезанию с «сырьевой иглы», повышению уровня жизни населения и диверсификации наукоёмких производств являются правильны и выполнимы. И для этого в принципе не требуется распродавать международным спекулянтам и глобальным ТНК государственные активы в стратегических секторах экономики, прикрываясь лозунгами о неэффективности государственного управления.

Как минимум, необходимо сократить масштабы хищений на госзакупках (3,5 трлн. рублей в 2011г.), снизить незаконный вывоз капитала (1,24 трлн. рублей), повысить налоги на ненефтегазовые добывающие отрасли (1трлн. рублей), заморозить тарифы сырьевых монополий, остановить приватизацию бюджетной сферы и нарастить поддержку национальной экономики с нынешних 0,5% ВВП до 1,5%. И тогда уже через 5 лет все завяленные планы по модернизации экономики и отраслевой диверсификации будет выполнены, а не окажутся очередными обещаниями.

Владислав ЖУКОВСКИЙ, экономический обозреватель
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий