Президент России Владимир Путин, спустя 13 дней после вступления в должность, объявил новый состав правительства РФ, который, как и обещали, обновился на три четверти. В целом можно сказать, что кабинет министров станет во многом «медведевским». Однако для полноценного анализа, важно дождаться окончания формирования администрации президента: главный вопрос - пойдет ли президент на создание в Кремле альтернативного правительства.
Главным вопросом, который волновал до сих пор наблюдателей, состоял в том, позволит ли Владимир Путину Дмитрию Медведеву сформировать собственный кабинет министров, или он будет в большей степени «путинским»? Судя по нынешним кадровым перестановками, было принято решение идти по другому пути: Медведев создал свой кабинет, а Путин, вероятнее всего, создаст альтернативное правительство в Кремле.
Как и в прежнем правительстве роль «правой руки» премьера будет выполнять Игорь Шувалов, он, единственный в правительстве, сохраняет пост первого вице-премьера. Шувалов, при нынешнем раскладе, скорее техническая фигура, совместимая и с командой Путина, и с людьми Медведева, его главной задачей будет выполнение посреднических функцией между Кремлем и кабинетом министров.
Заместителями председателя правительства остались Владислав Сурков (модернизация), Дмитрий Козак (Олимпиада и строительная отрасль), полпред президента в СКФО Александр Хлопонин. Сохраняет свой пост, что неудивительно, назначенный в декабре вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин. Однако он будет сбалансирован сохранившим свой пост министром обороны Анатолием Сердюковым. Главная новость на уровне вице-премьеров – Аркадий Дворкович сменил Игоря Сечина: последний покидает правительство РФ. При этом Дворкович получает весьма широкие полномочия, он будет отвечать за экономику, промышленность и ТЭК. Пожалуй, это главный кадровый успех Дмитрия Медведева.
Еще одним новичком стала Ольга Голодец. По данным «Ведомостей», ее президенту и премьеру рекомендовал глава ОНЕККСИМ-групп, бывший лидер «Правого дела» Михаил Прохоров. Действительно, с 1999 года по 2008 год (кроме 2001 года) она проработала в компании «Норильский никель», сначала в должности начальника управления социальной политики и персонала, а с декабря 2001 года по июль 2008 года - в должности заместителя генерального директора по персоналу и социальной политике. В 2001 году Голодец была заместителем губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по социальным вопросам. До декабря 2010 года занимала пост председателя Совета директоров Страховой Компании «Согласие» и президента Общероссийского межотраслевого объединения работодателей – производителей никеля и драгоценных металлов. В декабре прошлого года Голодец возглавила комплекс социальной сферы в мэрии Москвы, став заместителем Сергея Собянина. В новом правительстве она также будет отвечать за социальную политику.
Медведеву, как и ожидалось, не удалось провести «своих» людей на три ключевых поста в правительстве: министром финансов останется Антон Силуанов (человек Кудрина), министром экономического развития назначен Андрей Белоусов, известный своей репутацией «дирижиста» и сторонника активной промышленной политики. Министром энергетики – бывший заместитель министра финансов РФ Александр Новак. Тут как раз образуется одна из главных проблем: Дворкович, отвечающий за экономику и ТЭК, будет вынужден курировать ведомства, во главе которых стоят чужие для него фигуры. «Потерей» для Медведева можно назвать и весьма слабый статус Михаила Абызова, который стал министром по связям с «открытым правительством» (или иными словами, по отношениям с экспертами). Недавно ему прочили, чуть ли не место Сечина в новом кабинете.
Министерство здравоохранения и социального развития разделено на два: оба возглавили заместители Татьяны Голиковой, которой в правительстве не оказалось. Министром труда и социальной защиты стал Максим Топилин, главой Минздрава - Вероника Скворцова.
В новом правительстве появилось новое министерство по Дальнему Востоку, которое возглавил полпред президента в Дальневосточном округе Виктор Ишаев. Если будет принято решение о создании госкорпорации по развитию Восточной Сибири и дальнего Востока, это будет выглядеть весьма избыточным решением. Министром природных ресурсов стал заместитель Юрия Трутнева Сергей Донской. Донской был последовательным противников Игоря Сечина в правительстве (как, впрочем, министерство в целом). Например, он выступал за значительную либерализацию доступа частным компаниям к шельфу Сахалина, возражая против доминирования «Роснефти». Он также продвигал новый закон «О недрах», что вызывало сопротивление со стороны Сечина.
Среди сюрпризов – назначение министра связи Татарстана Николая Никифорова на аналогичную должность в правительстве России. Никифоров – самый молодой министр, ему всего 29 лет. Министром образования назначен ректор Национального исследовательского технологического института «МИСиС» Дмитрий Ливанов, человек Суркова. А вот оппозицию вряд ли порадует назначение «единоросса», журналиста-международника по образованию и пиарщика Владимира Мединского министром культуры.
В силовом блоке главная сенсация – долгожданное увольнение министра внутренних дел Рашида Нургалиева. На его место назначен глава московской полиции Владимир Колокольцев. Напомним, что Колокольцев пришел руководить московской милицией в 2009 году, после одного из самых громких скандалов – расстрела посетителей универсама «Остров» майором Евсюковым. Колокольцев имеет противоречивую репутацию. С одной стороны, он, пожалуй, в наибольшей степени продвинулся в процессе выстраивания диалога между правоохранительными органами Москвы и правозащитниками, а также оппозицией. Некогда общественный совет при ГУВД Москвы был весьма действенной площадкой для настоящих дискуссий об акциях протеста, нарушениях прав человека и т.д. Однако постепенно эта работа сворачивалась, из общественного совета вышли все знаковые фигуры, а московская полиция встроилась в общую тенденцию жесткого подхода к оппозиции. Тем не менее, главу управления МВД по Москве можно назвать «продвинутым»: он всегда старался быстро реагировать на инциденты между полицией и оппозицией и делал относительно прогрессивно.
Правительство значительно помолодело. Из него выведены все наиболее раздражающие или демонизированные фигуры: Сечин, Фурсенко, Голикова. Медведев все-таки получил возможность иметь пусть и не полностью, но все-таки свое правительство. Главой аппарата, как и ожидалось, стал Владислав Сурков (вокруг этого, по данным прессы, велась ожесточенная борьба). Сурков, вероятно, будет руководить и неформальным политическим блоком: отвечать за связи с партиями, парламентом, «Единой Россией». «Под ним» окажется его бывший подчиненный – министр регионального развития Олег Говорун, до недавнего времени работавший полпредом президента в ЦФО.
Идеологически кабинет оказывается очень разношёрстным и контрастным. Если в кабинете Путина роли были более или менее распределены, а центры влияния внутри четко закреплены за 3-4 ключевыми фигурами, то в правительстве Медведева получается большая многоголосица - множество технических фигур во главе с политическим премьером, опирающемся, по сути, на две главных фигуры – Дворковича и Суркова. Для обоих нынешнее положение можно назвать вторым рождением. Теперь остается ждать, когда будет закончено формирование администрации президента, в которой наверняка Путин попытается компенсировать свои «потери» на уроне исполнительной власти.