Родители школьников ужаснулись, узнав об этих правилах и нормах.
Родители школьников зачастую не интересуются жизнью своих детей внутри школы. Для многих главное – это знания и оценки, которые получают дети в общеобразовательных учреждениях. Однако, на то, какие результаты ребенок показывает в учении, влияет очень много факторов, среди которых также и комфортная среда, которая окружает ребенка, когда он уходит в школу.
Для того, чтобы урегулировать качество окружающей среды школьника, создан свод санитарных правил и норм, который коротко называется СанПин. Именно здесь прописано то, как, где и при каких обстоятельствах ребенок должен «грызть» гранит науки. СанПин содержит обязательные для исполнения требования, а также рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Одно из первых правил, указанных в СанПине – «Не допускается использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению».
Это означает, что даже с целью пополнить бюджет муниципального общеобразовательного учреждения, руководитель его не может сдавать помещения в аренду ни под какие цели.
«Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта».
К счастью, жалоб о том, что учебным заведением было нарушено это правило, в редакцию «Кривого зеркала» не поступало.
«Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.»
Относительно этого требования, школы также в большинстве своем ему соответствуют. Многие могут похвастаться зелеными насаждениями, в некоторых даже совместно с учениками разбиваются огороды. Однако по рассказам одной из родительниц школьника, полив зеленых насаждений на территории их школы зависит исключительно от погодных условий.
- В целях экономии, весь летний сезон деревья и цветы, посаженные на территории пришкольного участка, не поливаются. Во-первых, экономятся коммунальные ресурсы, которые с каждым годом все дороже обходятся администрации школы, а во-вторых, в целях той же экономии все хозработники на лето отправляются в отпуска и этим попросту некому заниматься, - рассказывает мама школьника.
«На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.»
Отдельной графой в общении со школьниками и их родителями всплывает качество спортивных площадок и школьных стадионов. Единицы общеобразовательных учреждений могут похвастаться современными спортплощадками с качественными беговыми дорожками. В прошлом году «Кривое зеркало» писало о конфликте, который разгорелся между учителем физкультуры, школьниками и администрацией школы на этой почве.
- Травяное покрытие на футбольном поле, наверное, сказка, о которой мечтает любая городская школа, не нашедшая своего спонсора. А исходя из запрета проводить занятия на сырых площадках с выбоинами и неровностями, школы города должны вовсе прекратить занятия физкультурой, так как беговые дорожки из потрескавшегося асфальта угрожают почти каждому школьнику, обучающемуся в школах, построенных еще в советские годы, - делится впечатлениями родительница.
«Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение».
- В нашем районе очень плохо с уличным освещением вовсе. В темноте мимо школы, конечно, не промахнешься, но фонарь висит лишь над козырьком входной группы и освещает ровно пятачок, по которому можно добраться до ворот школы, - рассказывает ученица старших классов одной из школ.
«Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы».
Вышеописанное требование в школах, представителей которых мы опросили, соблюдается безоговорочно.
«Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов - не выше 3 этажа. В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м на одного обучающегося), туалеты. В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м на одного ребенка».
Данный пункт норм и правил очень развеселил одну из наших собеседниц. Ее ребенок вот уже месяц ходит в первый класс обычной школы и в «продленку», поэтому о всех подробностях пребывания в школьной группе продленного дня знает не понаслышке.
- Конечно, данные нормы не обязывают, а лишь рекомендуют организацию игровых и спальных комнат для продленки, а мы были бы рады и простой детской площадке возле школы. Дети основную часть времени проводят в учебном классе, а прогулки у них проходят на пыльном стадионе. На территории школы есть, кстати, огороженная детская площадка, но это только площадка. На ней, кроме двух лавочек, ничего больше нет, - рассказывает мама школьника.
А вот в гимназии ситуация обстоит немного лучше.
- Наш второй класс занимается на 2-м этаже. Для группы продленного дня оборудована игровая комната, в которой есть ковер, игрушки и все для рисования. Спальных комнат нет, вообще о том, что они бывают в школах, впервые слышу, - удивлена услышанному мама гимназиста.
«При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты».
О наличии раздевалок при спортзалах рассказали родители и школьников, и гимназистов. И там были также и кабинеты психолога и логопеда, как и требует правило 4.24 СанПин «Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных организациях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда».
«На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек».
- Неожиданно для меня, я узнала, что у нас в школе на 1 этаже в туалете 1 унитаз на все крыло для девочек и 1 для мальчиков. А это 5 классов. Мальчишки порой делают свои «дела» в мусорное ведро, чем шокируют девочек, которые порой по несколько уроков терпят и ждут очереди, чтобы попасть в туалет, - шокирована мама первоклассницы.
Все попытки обратить внимание администрации школы к возникшей проблеме разбиваются о приписку в тех же нормах СанПина.
«В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением».
Однако даже не смотря на особенности строения школьных зданий, в туалетных комнатах должно быть чисто и уютно.
«В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.»
- На грязь в туалетах наши дети никогда не жаловались, - делится мама гимназиста, - но вот туалетная бумага, полотенца, педальные ведра и мыло – скорее всего фантастика даже для нашей гимназии.
Родители простой общеобразовательной школы мечтают, чтобы в их школе было хотя бы просто чисто. О вещах, перечисленных в нормативе, они даже и не мечтают.
Стоит отметить, что ликвидация всех недочетов и недоработок школьной администрации должна проводиться в отсутствии обучающихся в школе. Об этом говорит очередное требование СанПина. Так что родителям школьников, решившим после этой статьи потребовать от школы соответствия нормам и правилам, придется ждать очередных каникул и быть настойчивее.
Диана Егорова
ФОТО: Globallookpress