Более, чем в половине школ не хватает учителейСуществует острая нехватка учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов.


По результатам опроса 3 тысяч педагогов из 83 регионов стало известно, что нехватка педагогов-предметников за год выросла с 48% до 51%. Таковы итоги исследования, проведенного экспертами Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» во втором квартале этого года.

Половина опрошенных учителей сообщила о том, что в их школе не хватает предметников. В 36% случаев речь шла об отсутствии одного-трех педагогов, в 10,6% о четырех-пяти бывали случаи, когда дефицит кадров доходил до десяти человек.

Учителя увольняются и в конце, и в середине года, а иногда и вовсе уходят командами по 6-8 человек. Проблема касается как сельских школ, так и городских.

Респонденты сообщают, что на место уволившегося педагога найти проблему не так-то просто.

- Некоторые учителя преподают по три предмета, пройдя только курсы переподготовки. Замену учителям находят качественно хуже, - жалуются педагоги из Ставропольского края.

В администрации регионов на нехватку учителей реагируют рекомендациями «обходиться своими силами», решая таким образом свою проблему повышения уровня средней заработной платы.

- Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются. Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю, – говорили педагоги во время опроса.

Чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов, и физики. В результате математику могут преподавать учителя начальных классов, русский язык - библиотекари.

- Есть школы, где один педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО, – отметила член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Духанина отмечает, что при таком положении дел невозможно говорить о выполнении национальных проектов, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе.

Средний возраст учителей в основном за 40 лет. Половина - пенсионеры.

Как показал опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов, поскольку им очень тяжело работать в сложившихся условиях, а 2% учителей уже решили уволиться или даже написали заявление. Причинами увольнения в первую очередь становятся невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и родителей.

- Национальный проект «Образование» пока не дает ответа на главный вопрос: кто будет выводить российскую школу в десятку лучших? Для того, чтобы это стало возможным, необходимо возвращаться к вопросу системы оплаты труда, финансировать целевую подготовку сельских учителей, обеспечивать четкое соблюдение прав и гарантий педагогов. Необходимо не увеличивать давление, а освобождать время учителя и создавать новые возможности, в которых эффективный педагогический труд снова станет возможным в каждой школе, – заключила Любовь Духанина.

По оценкам ведомства, к 2029 году нехватка учителей-предметников может достичь 188,7 тыс. человек, а нацпроект «Образование» в свою очередь не предусматривает мероприятий, которые способны переломить ситуацию.

Президент России Владимир Путин в качестве меры поддержки сельских педагогов предложил запустить с 2020 г. программу «Земский учитель» - педагоги, решившие поменять работу в крупном городе на преподавательскую деятельность в сельской местности, смогут получит 1 млн рублей. Но, по мнению уже прошедших этот этап медиков, мера эта не сильно действенная – миллион платят лишь по окончанию пятилетнего контракта, а получив его молодые специалисты уезжают обратно в свои города.

Диана Егорова
ФОТО: Globallookpress



Добавить комментарий