Сегодня, 23 декабря, представители МЧС Санкт-Петербурга сообщили, что в городе на Неве возможно наводнение. Об этом также говорит принятое решение закрыть затворы Комплекса защитных сооружений, построенного специально для таких случаев.
Как сообщает интернет-газета «Кривое зеркало» со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС по Санкт-Петербургу, сегодня днем в городе на Неве поднялся сильный ветер, кроме того специалисты отметили возможный уровень повышения воды до опасных критериев.
В результате было принято решение закрыть затворы Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнения, «для снятия угрозы возможного подтопления и минимизации последствий».
- В связи с прогнозируемым подъемом уровня воды руководством Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу совместно с дирекцией Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнения было принято оперативное решение о закрытии всех затворов водопропускных и судопропускных сооружений КЗС в 12:00 23 декабря, - сказано в официальном сообщении ГУ МЧС по Санкт-Петербургу.
Добавим, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, об угрозе наводнения и повышении уровня воды до отметки +174 дирекция сообщала еще 22 декабря. В результате был разработан план маневрирования затворов для защиты города от наводнения. А перекрытие акватории Невской губы затворами на всех сооружениях защиты В1-В6, С2 и С1 планировалось с 10:00 23 декабря, но здесь эксперты подчеркивали, что информация может меняться в связи с погодой.
Уже 23 декабря дирекция отметила: в городе продолжает сохраняться угроза наводнения и перенесла время закрытия затворов на 14:00 по Москве. Затем было опубликовано сообщение, где говорилось, что подъем затворов скорректирован из-за угрозы подъема воды в дельте реки Невы до критической отметки.
Официально затворы Комплекса защитных сооружений в Петербурге закрылись сегодня в 12:00.
- В 12:00 23 декабря началось маневрирование затворов КЗС на судопропускном сооружении С2 и водопропускных сооружениях. В 14:30 затворы судопропускного сооружения С1 приведены в положение «закрыто». Доступ воды в акваторию Невской губы из Финского залива остановлен. О времени открытия Комплекса будет сообщено дополнительно, после уточнения прогноза изменения уровня воды, - утверждается в последнем сообщении на официальном сайте дирекции.
Что такое Комплекс защитных сооружений в Санкт-Петербурге?
Отметим, специфика города на Неве всегда была таковой, что вероятность наводнений здесь довольно высока и по сей день. Так, со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше). Таким образом перед властям города долгое время стоял вопрос, как защитить его от наводнения.
Именно для этих задач и был построен сегодняшний комплекс. Его основное строительство началось в далеком 1979 году. В 1981 году начались работы по возведению основных объектов КЗС. А в 90-е под влиянием различных факторов было принято решение о нецелесообразности продолжения строительства комплекса. В 1996 году проект «Защита Санкт-Петербурга от наводнений» откорректировали, но при этом саму стройку начали лишь в 2001. В 2002 году были заключены кредитные соглашения с рядом международных институтов и предоставлены средства в размере более 325 миллионов долларов.
Торжественное открытие защитного комплекса Санкт-Петербурга от наводнения состоялось 12 августа 2011 года.
Сегодня в его состав входит 11 каменно-земляных защитных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения, автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель. Общая протяженность КЗС - 25,4 километра, из них 22,2 проходят по акватории Финского залива.
Здесь же водопропускные сооружения прерывают цепь дамб, обеспечивая открытый фронт для выхода воды из реки Невы в море, и служат важнейшей экологической цели — сохранению свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом. Наряду с этим они становятся частью гигантского барьера в случае угрозы стихии со стороны Балтики.
Любопытно, что при поступлении сигнала об угрозе наводнения они опускаются и перекрывают водопропускные секции, преграждая путь опасности. Глубины, на которые опускаются затворы — от 2,5 до 5 метров. Они же способны пробить лед толщиной до 60 сантиметров.
Добавим, что автомобильный тоннель, который входит в систему КЗС, не имеет аналогов в России по уровню оснащения инженерными системами безопасности. Их 47, в том числе системы пожаротушения, дымоудаления, вентиляции, водоотведения и многие другие.
Кстати, согласно открытым источникам информации, очень важно открыть судоходный пролет С-1 (и его брата на С-2 в северной части КЗС) через 48 часов после их закрытия. Именно столько времени понадобится водам реки Невы, вытекающим из Ладожского озера, чтобы накопиться и создать проблему наводнения в городе. Перемещают такие затворы при помощи специального поезда-тягача.
Первое задействование КЗС для защиты города с закрытием его судопропускных сооружений состоялось при значительном повышении уровня воды в Неве и других реках Санкт-Петербурга 28 ноября 2011 года. Комплекс защитных сооружений закрывали приблизительно на 10 часов, что позволило снизить высоту нагона на метр и привело к задержке движения 23 судов. Но при этом использование Комплекса в этот день помогло предотвратить ущерб городу в размере 1,3 миллиардов рублей, а через два года - 19,2 миллиардов рублей.
Варвара Александрова