Москвичи прочат волгоградскому театральному фестивалю международную славу

В Волгограде завершился Второй областной фестиваль театров Волгограда и Волгоградской области «Театральные диалоги». Впрочем, главные гости фестиваля настаивают на ином именовании «Театральных диалогов», подчеркивая, что по своему уровню он в значительной степени превышает планку регионального.  По мнению уважаемых  театральных критиков - главного редактора общероссийского журнала «Театральная жизнь» Олега Пивоварова, «патриарха» театроведения,  заслуженного работника культуры РФ Николая Жегина  и сценариста, кандидата искусствоведения Александра Смольякова,  - «Театральные диалоги», как по уровню организации, так и по качеству представленных на суд театральных работ, претендуют на статус хоть Общероссийского, хоть Международного фестиваля.

У московских гостей был очень плотный график. Они посмотрели 10 спектаклей региональных театров, в полной мере представивших всестороннюю картину театральной жизни Волгоградской области. По словам Александра Смольякова, волгоградские театры способны в полной мере угодить разным запросам зрителей.

В целом, столичные критики не скупились на похвалы. Хотя, конечно, не скрывали, что недочеты присутствуют. Но эти недочеты скорее скрываются в неверном подборе творческого материала, нежели в способах его подачи. В целом москвичи, по их же признаниям,  потрясены творческим духом, царящим на провинциальных сценах и преданности актеров выбранному делу.

 - Нам посчастливилось присутствовать при рождении нового театра, - в частности сказал Олег Пивоваров, оценивая спектакль «Добрый человек из…» Волжского драматического театра. Больше всего критика потрясло, что волгоградские театры оказались способными вырастить собственные актерские кадры, которые, по оценке москвичей, способны осчастливить любые столичные подмостки. При этом потрясение оказалось еще сильнее тем, что за свой волшебный труд молодые волжане получают смешные зарплаты в 6 тысяч рублей…

Так что, позволим себе заметить, способность растить свои творческие кадры появилась у региональных театров, очевидно, не от хорошей жизни, а от острой необходимости. Заполучить сформировавшихся актеров местным театрам просто невозможно по причинам отсутствия возможности платить им приличную зарплату, предоставить жилье, и так далее.

Волгоградский НЭТ москвичи уподобили атомному ледоколу, уверенно раздвигающему «льды». Олег Пивоваров, лично знакомый с основателем НЭТа еще со времен триумфа Отара Джангишерашвили в Карелии, заявил, что Новый Экспериментальный за 26 лет своего существования не только не «забронзовел», но продолжает удивлять неустанным поиском. Последние работы (спектакли «Вера, надежда, любовь!» по пьесе «Деревья умирают стоя» А. Касона; «Продавец дождя» Р. Нэша и «Сотворившая чудо» У. Гибсона), задуманные режиссером как несомненная трилогия, характеризуют театр как «европейский». Однако с мощной «прививкой» русских театральных традиций.

- Весь фестивальный материал пронизан общей темой сострадания и милосердия, - отметил Николай Жегин. – И общее впечатление складывается на редкость хорошее. Налицо колоссальное творческое напряжение и  отдача.

Хочется подчеркнуть, что московские критики нашли добрые слова в адрес абсолютно всех  театров региона, чьи спектакли были показаны в рамках фестиваля. Равно, как и в персональный адрес многих актеров и режиссеров. Так, например, отдельной похвалы была удостоена Дарья Дьяченко, исполняющая главную роль в спектакле по пьесе Брехта Волжского драматического театра; Альберт Шайдуллов, отмеченный в «мольеровском» спектакле волгоградского ТЮЗа «Шалый, или Всё невпопад»; Светлана Кулакова-Блохина и Евгений Тюфяков из НЭТа, поразившие москвичей своей игрой в ряде работ (критики шутливо посоветовали Тюфякову сменить «неподходящую для актера» фамилию, например, на Батистов), и многие другие. По мнению театроведов, высокий потенциал волгоградских театров «обрекают» «Театральные диалоги» на ежегодное их проведение.

Эти слова не могут не радовать «идейного отца» фестиваля – основателя и бессменного главу НЭТа Народного артиста России Отара Джангишерашвили. Который, напомним, отнюдь не теоретик, а практик, и именно он в далеком 1991 году «взорвал» Волгоград  Международным театральным фестивалем.

 

 



Добавить комментарий