Sobor1Союз музеев России провел исследование и опубликовал на своем сайте исторические данные о том, что Исаакиевский собор не принадлежал церкви во времена Российской империи. Более того, церкви в XIX веке было отказано в передаче собора.


По информации сайта, в 1818 году попечение за всеми работами по строительству и художественному оформлению собора было возложено на особую Комиссию, которая ежегодно отчитывалась за каждый потраченный рубль.

После открытия Исаакиевского собора в 1858 году он находился в ведении Комиссии по постройке собора. Только в октябре 1864 году Александр II своим указом упразднил деятельность Комиссии и здание было передано в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий. Однако православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная Комиссия, которая «отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы, как в техническом, так и в художественном отношениях)».

В результате конфликта министерства Путей сообщения и публичных зданий и церкви Александр II в январе 1871 года издал указ о передаче собора в Министерство внутренних дел. С этого момента императоры ни в какое другое ведомство Исаакиевский собор больше не передавали.

Исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев рассказал корреспонденту интернет-газеты «Кривое зеркало» о том, какие шаги они предпринимают для установления справедливости и сохранения музейного сообщества.

«Поскольку это касается музейного сообщества, мы, творческий союз Петербурга, высказываем свою позицию, свои соображения. Пытаемся влиять на эту ситуацию. Ликвидация учреждения музея, как учреждения – это для нас очень опасный шаг, потому что за ним могут последовать и другие. Собственно, не могут, а следуют», - рассказал Борис Аракчеев.

Действительно, если обобщить уже известные факты захвата РПЦ музейного имущества, становится жутко.

«Мы знаем, что во многих регионах есть проблемы взаимоотношений с церковью, когда церковь претендует даже на здания не религиозного значения», - добавил Борис Аракчеев.

Так, например, издание «Новые Известия» еще в 2007 году писало о многочисленных фактах уничтожения музейного имущества при передаче церкви в собственность зданий, поскольку использовалось они с грубейшими нарушениями законов.

«В феврале Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ЦФО провело проверку в Гостинице знати на территории Рязанского кремля. Было установлено, что в декабре 2006 года там проводились работы по замене стропил и кровли без разрешения органов охраны культурного наследия. На пользователя – Рязанскую епархию наложили административный штраф.

В августе 2007 года Управление Россвязьохранкультуры по СЗФО обратилось в прокуратуру в связи с уничтожением росписи конца XVII – начала XVIII вв. в церкви Богоявления Иверского монастыря (Новгородская область). В знаменитом владимирском Успенском соборе, расписанном Андреем Рублевым, после передачи его РПЦ нарушается температурно-влажностный режим, не соблюдается установленное количество богослужений. Фрески закоптились, на них появились осыпи. Белокаменный пол в алтаре заменили на мраморный, и, поскольку у мрамора и белого камня разная водостойкость, теперь вся влага накапливается в каменных стенах с фресками. В Паисиевом Успенском монастыре XVII века (Костромская область) сбиты фрагменты цоколей, завышен уровень пола. В Москве в Трапезном храме Высокопетровского монастыря (XVII век) стесаны арки алтаря и фрагменты росписи, перестроено парадное крыльцо. В Звенигороде в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря (начало XV века) построены новые хоры, исказившие облик храма. В Яковлевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря (Ростов Великий) по приказанию настоятеля была сбита роспись начала XIX века с панорамой города. В августе 2004 года, накануне визита в Кострому патриарха Алексия II, там был покалечен образ Тихвинской иконы Божией Матери XVI века. Спеша украсить икону цветами к приезду высокого гостя, монах вбил в киот здоровенный гвоздь. На образе началось отслоение краски...» («Новые Известия» http://www.newizv.ru/society/2007-09-27/77006-krest-n..)

Что это, как не уничтожение музейных коллекций и ценностей, многолетнего труда музейных работников. К сожалению, таких примеров на сегодняшний день все больше и больше.

То, что произошло в Соловецком монастыре с музейным делом и его работниками, также трудно назвать здравомыслящими поступками.

Так, с 1 января 2016 года руководитель государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов Владимир Викторович) расформировал отдел ГУЛАГа, которым руководила научный сотрудник музея Ольга Бочкарева. С 1998 года она занималась изучением истории репрессий 1920—1930-х, в одном из бывших лагерных бараков на территории поселка Соловецкий создала экспозицию о репрессиях.

По информации «Новой газеты», теперь лагерную тему в музее курирует заместитель Порфирия Олег Волков. Он составляет нужную монастырю «каноническую» историю, а из «светских» жертв Соловков на первое место выставляется академик Дмитрий Лихачев, потому что «под него» дают гранты.

По данным издания, при правительстве Архангельской области при поддержке федерального центра создано особое Агентство по развитию Соловецкого архипелага.

В интервью изданию, известный соловецкий краевед, создатель объединения «Независимые гиды» Олег Кодола рассказал об «успехах» этого агентства: «Пять лет закрыта на ремонт поселковая баня; разрушен и не отстроен заново поселковый Дом культуры; начато и тут же прекращено строительство многоквартирного дома для социального найма…», - комментирует краевед.

Одно лишь агентство осваивает более 100 миллионов рублей в год. Постоянное население Соловков не превышает 1 тысячи человек, из которых 150 работают в музее, еще столько же — на монастырь, большинство остальных имеют бизнес, связанный с туристами, пишет «Новая газета».

По всей России примеров такого поведения церкви, к великому сожалению, множество.

Так, со скандала церкви и жителей Волгограда началось строительство храма Александра Невского. Горожане выступали против строительства Собора Александра Невского на центральной площади города – площади Павших борцов. Была написана петиция, в которой граждане приводили доводы в отношении того, что храм нарушит целостность архитектурной композиции площади, на которой проходят военные парады, что площадь Павших борцов – это часть генерального плана восстановления Сталинграда, "эмблема города", что строительство культового сооружения здесь неуместно и ничего - храм возводится.

Но вернемся к Исаакиевскому собору. В своем исследовании музейщики приводят высказывание Михаила Тимофеевича Преображенского, известного архитектора, члена Общего присутствия хозяйственного управления Святейшего правительствующего синода, которому было доверено строить православные храмы не только в России, но и за её пределами. Особое положение Исаакиевского собора он объяснял тем, что он «требует к себе не только тщательного внимания со стороны специалистов и крупных расходов, но и особых забот правительства. Исаакиевский собор, заключая в себе замечательное художественное произведение по живописи и архитектуре, и как выдающееся сооружение церковного зодчества, является крупным памятником государственного достояния, на которое истрачено казною свыше 23,000,000 народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства….».

Напомним, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о передаче Исаакиевского собора Московскому патриархату Русской православной церкви на основании принятого в 2010 году Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Сегодня, по данным издания «Фонтанки», из-за передачи Исаакиевского собора церкви подрались депутаты петербургского заксобрания.
Дело в том, что "Единая Россия" и ЛДПР обратились к Мединскому с просьбой ускорить передачу Исаакиевского собора.  Об этом накануне их попросил митрополит Варсонофий, пишет издание.

Против обращения высказались оппозиционные фракции парламента. Депутаты от оппозиции призвали прислушаться к мнению музейщиков, в том числе Михаилу Пиотровскому, генеральному директору Государственного Эрмитажа, выступающих против передачи храма РПЦ. Заметим, здание собора находится под охраной ЮНЕСКО.

Депутат Максим Резник, в частности заявил, что "те, кто ставит вопрос в таком контексте, обвиняя несогласных в разжигании розни, сами ее разжигают. Так можно костры инквизиции начать разжигать".

Алена Романова

Фото: Globallookpress

 

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
+1 #2 виктор 19.01.2017 13:27
религия - суперопиум для людей.
Цитировать
0 #1 Даешь! 19.01.2017 00:55
Фарисеи 8)
Цитировать
Добавить комментарий