В ближайшее время председатель Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль представит свой прогноз, касательно стоимости бензина в 2014 году. Пока своими оценками поделились другие эксперты, и, судя по всему, ничего хорошего ждать не придется. Литр бензина подорожает, как минимум на 10% , а то и на все 14%. Причиной тому послужит налоговый маневр — экспортная пошлина на нефть снизится примерно на 5%, а внутренний налог на добычу полезных ископаемых, наоборот, повысят на ту же величину.
Впрочем, когда в Минфине зашел разговор о необходимости налогового маневра в нефтяной промышленности, то изначально ничего плохого для потребителей не ждали. Для эффективности экспорта предлагаемая мера, безусловно, хороша, особенно в условиях нынешней нестабильности мирового рынка.
Первое время нефтяники радовались предложению ведомства, однако затем пришли в некоторое замешательство. Федеральный бюджет будущего года подвергся 5% сокращению еще в период передачи его проекта Госдуме. С деньгами в казне не густо, поэтому для компенсации редеющих нефтедолларов и было предложено увеличить НДПИ тоже на 5%. НДПИ облагается вся нефть, что неминуемо приводит к уменьшению прибыльности нефтяной отрасли. А поскольку нефтяники оставаться в убытках не хотят, то им придется компенсировать «недополученные» деньги из карманов потребителей.
Вице-премьер Аркадий Дворкович первым предупредил о росте цен на бензин на 10% в новом году. Министр энергетики Александр Новак заявлял, что цена на топливо вырастет всего на 5-6%. Самый неутешительный прогноз дал Евгений Аркуша, сказав, что бензин подорожает на 13%. Виной тому станет отсутствие объективных экономических факторов, которые бы могли привести к снижению цены нефтепродукта. Другие нефтяники тоже ожидают повышение цен на топливо в районе 10-14%.
Если обозначенные перспективу сбудутся, то цена одного литра на бензин приблизится вплотную к 40 рублям. Средняя цена горючего в Евросоюзе за литр — 1-1,5 евро, однако и зарплаты там выше в четыре раза. Таким образом, бензин для отечественных водителей станет практически в четыре раза дороже, чем для автолюбителей в Европе.