Вечером, 7 ноября, председатель комитета Волгоградской областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Александр Осипов сообщил, что корма бронекатера, который специалисты все эти три дня извлекали из-под воды в районе речного порта в Волгограде, сейчас установлена на баржу.
Как сообщает интернет-газета «Кривое зеркало», депутат на своей странице в социальной сети «Facebook» опубликовал снимки, где представил последние находки на БК-31, которые удалось обнаружить специалистам. Среди них – личные вещи экипажа, противогазы, гаечные ключи, а также череп погибшего моряка с серебряной коронкой. Его личность в дальнейшем предстоит установить экспертам.
Также Александр Осипов поделился, что уже вечером, 7 ноября, на баржу была поднята корма бронекатера. Таким образом ее оставили на ночь, чтобы стекала вода. Это около 15-ти тонн. Завтра специалисты уже отправятся с несколькими частями бронекатера на судоремонтный завод Судоверфь в Красноармейском районе города. Здесь же депутат подчеркнул, что «останки» бронекатера поднимали «всеми возможными вариантами».
Напомним, вчера вечером, 6 ноября, Осипов отмечал, что работы по подъему бронекатера были приостановлены из-за плохой видимости. Его передняя часть в это время уже лежала на барже, а кормовая – на винтах на дне Волги. Также подъем этой части бронекатера осложнял обрыв средней стропы.
За все это время экспертам удалось найти рундук, несколько вещей экипажа, в том числе опасную бритву в абсолютно идеальном состоянии. Были найдены и винтовки, входящие в боекомплект экипажа. Начиная с 5 ноября, волгоградские поисковики и специалисты компании «Монолитстрой - Холдинг» работали над извлечением из-под воды бронекатера времен Великой Отечественной войны или так называемого «танка на воде» в районе речного порта в Волгограде. Под водой оно находилось почти 75 лет и считалось пропавшим с октября 1942 года. Два года назад его обнаружил дайвер-любитель.
Как только часть судна появилась на поверхности, и капитанская рубка была очищена от песка, эксперты почти сразу заявили: судно подбили на полном ходу, все его рычаги и по сей день стоят на «полный вперед». Уже известно и то, что рубка загорелась изнутри, на тот момент в ней находился капитан. Специалисты обнаружили его револьвер. Удалось поисковикам установить имя еще одного члена экипажа затонувшего боевого судна - краснофлотца Коллеганова В.К.. В танковой башне был найден хорошо сохранившийся ремень с его именем.
Удалось специалистам найти свидетельства также и еще об одном совсем юном бойце затонувшего судна. Об этом говорит челюсть с еще непрорезавшимся зубом мудрости. Юноше на тот момент было всего 20-22 года, считают поисковики. Обнаружились в районе кормы кабура и бинокль, тоже - в прекрасном состоянии. На защитной крышке бинокля выбито название бронекатера, на самом бинокле имеются клейма, маркировка и заводской номер 4107403.
За неделю при подъёме затонувшего судна эксперты выкачали из него 100 кубов песка, утром 6 ноября – еще 20 тонн. Удалось найти осколок немецкой мины, которая, скорее всего, и сделала пробоину в бронекатере. В самом судне обнаружились деревянные чопики, забитые бойцами в пробоины.
Добавим, затонувшее судно принадлежит к распространенному в годы Великой Отечественной войны проекту С-40 – артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом. Подобные суда задумывались для патрулирования крупных приграничных рек. Они строились до войны в Ленинграде, оснащались башней от танка Т-34-76, двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Ход обеспечивал бензиновый двигатель «Паккард» мощностью 1200 л.с. Развивали скорость до 15 узлов.
ФОТО: социальная сеть «Facebook», личная страница Александра Осипова
Варвара Александрова