Планы у нас всегда наполеоновские, обещания – как у доброй феи. Вопрос в том, почему результаты не соответствуют ни тому, ни другому. Вот, скажем, неделю назад Центробанк вынужден был признать ошибочность своих прежних прогнозов относительно оттока капитала из России. Эти прогнозы, как и рассуждения ряда других министерств и ведомств о происходящих в стране экономических процессах, базировались на весьма сомнительных постулатах. Первый из них гласил, что к весне протесты "рассерженных горожан" прекратятся, и капиталы пойдут в стабильную Россию. Протесты приобрели карнавальный оттенок, но не прекратились. Стабильность не восторжествовала. Даже несмотря на то, что вторым основным постулатом было утверждение, что страна очень успешно преодолела мировой финансовый кризис.
Спору нет, если сравнивать кризис 2008-2009 годов с предыдущим кризисом конца 90-х, то Россия сделала громадный шаг вперед. Не самая эффективная, но достаточно надежная политика создания государством "денежной подушки безопасности" позволила избежать второго дефолта. Не было и безумного количества банкротств. Однако многие страны, даже не заготовив подобной "подушки", прошли кризис гораздо успешнее, а у нас количество украденных антикризисных средств не подсчитано до сих пор. Да и цены на нефть и газ – "наше все" последнего десятилетия – ведут себя весьма неопределенно. Какая же это стабильность?
Итог прост: как корпорации, так и частный бизнес все чаще выводят свои активы за рубеж. Напомним, что не так давно Центробанк ожидал, что после президентских выборов утечка капиталов прекратится, и сумма ее к концу года составит примерно 10,5 миллиардов долларов. Увы! Согласно официальной статистике того же ЦБ, к концу апреля реальные темпы бегства капиталов из России превышали этот показатель в три с половиной раза. А за первые три недели мая сумма увеличилась еще на 7 миллиардов, став в четыре раза выше ожидаемой.
После этого первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев вынужден был публично признать ошибочность данных ранее прогнозов. "Мы уже имеем чистый отток капитала в 42 миллиарда долларов. Даже если будет приток капитала в ближайшем будущем, результат по году будет отрицательным", – заявил он. Вынужден был поменять свой прогноз и Минфин: в феврале министр финансов Антон Силуанов заявлял, что чистый отток капитала из России на фоне сильного рубля и высоких цен на нефть снизится, как минимум, в два раза – до 40 миллиардов долларов. Но, как уже было сказано, на сегодняшний день этот порог пройден.
"Если отток капитала в России в этом году будет на высоком уровне, то всей стране придется несладко", – печально прокомментировал складывающуюся ситуацию глава ВШЭ Евгений Ясин. При этом многие независимые эксперты уверены: по итогам 2012 года из России уйдет около 100 миллиардов долларов, что на 15 % больше, чем в прошлом году. Изменить эту тенденцию, в принципе, можно, но для этого необходимо возвращение стабильности на мировых биржах и создание привлекательного бизнес-климата внутри страны.
Тут стоит сказать об одной особенности ухода денег из России, отмечаемой некоторыми аналитиками: банковский сектор в нынешнем году впервые обошел по чистому вывозу капитала реальный сектор экономики. Кризис в еврозоне сказался на доступности зарубежного рынка сравнительно дешевой ликвидности, вызвав дополнительный отток капитала. И противостоять этому в настоящее время практически невозможно.
Но одним движением капитала за границу наши неприятности не заканчиваются. Сегодня руководители экономического блока правительства и независимые эксперты все чаще обсуждают тему возможного нового кризиса. Так, несколько дней назад бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что мир стоит на пороге новых экономических испытаний, которые негативно повлияют на развитие многих государств. "Рецессия в Европе началась, и события в Греции говорят о том, что она будет глубже, затронет другие страны более глубоко и, к сожалению, может вылиться в новый мировой кризис", – констатировал Кудрин.
О ситуации в Греции, которая может стать запалом к уже готовой взорваться бомбе нового мирового кризиса, говорят многие чиновники и эксперты. Да и как о ней не говорить, если греческие политики поставили под вопрос нахождение своей страны в зоне евро, что отразилось предчувствием большой беды на всей Европе. Затем агентство Moody’s снизило рейтинги сразу 16 испанским банкам, что привело к снижению фондовых индексов по всему миру.
Тревога нарастает. Однако глава Центробанка Сергей Игнатьев призвал всех нас не волноваться, потому что Россия лучше готова к кризису, чем четыре года назад. Сразу выяснилось, что водораздел мнений проходит не по линии веры или неверия в подступающий кризис, а по готовности страны встретить его уж точно не хуже, чем в прошлый раз. И тут Игнатьев оказался в меньшинстве. Алексей Кудрин считает, что мировой кризис окажет серьезное негативное влияние и на российскую экономику. Более того, по его мнению, снижение ее темпов роста может спровоцировать развитие политического кризиса. Эксперты из Центра развития НИУ ВШЭ, сравнив ситуацию в экономике в первом квартале 2012 года с первым кварталом 2008 года, тоже пришли к выводу, что сейчас экономическое состояние страны менее устойчиво.
Одной из причин отмеченной неустойчивости является усиливающаяся зависимость от цен на нефть. Даже при умеренном снижении цен до 80 долларов за баррель имеющийся объем Резервного фонда не позволит продержаться российской экономике хотя бы год, а выполнение всех обязательств бюджета возможно только при ежегодном росте нефтяных цен на 8-9 долларов за баррель. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев обращает внимание на тот факт, что в 2008 году бюджет был сбалансирован при цене 57,5 долл./барр., а сейчас остается дефицит при 120 долл./барр.
Наиболее апокалипсическую картину нарисовали в своем новом докладе сотрудники Центра стратегических разработок, прогнозирующие, что новая волна экономического кризиса усилит протестную активность по всей стране. Это, по их мнению, приведет к быстрой утрате властями политического контроля и радикальной трансформации системы власти.
Кто из участников этой полемики окажется прав, покажет ближайшее будущее. Однако есть вещи, судя по всему, неоспоримые: страна стоит на пороге новой волны экономического кризиса, и надежд на то, что эта волна обойдет Россию стороной, просто нет. Безудержное бегство капиталов и одновременно шапкозакидательские настроения целого ряда высших должностных лиц наводят на прискорбные мысли. Как Россия выстоит на этот раз? Чем нам придется жертвовать, и кого будут спасать? Вопросов много, но ответов на них пока нет.