Поскольку рыночные отношения в нашей стране становятся определяющими для всех сфер жизни государства и общества, то и политика здесь не исключение. К ней пытаются применить те же мерки и правила, что действуют в бизнесе, превращая саму политику в рынок политических услуг, который должен приносить немалый доход работающим на нем "брокерам".
Есть только одна оговорка: конкуренция, которая лежит в основе любого рынка, в данном случае распространяется далеко не на всех его участников. Партия власти и аффилированные с нею структуры действуют как госкомпании в режиме госкапитализма, а оппозиционным партиям предписано сражаться за выживание, как российскому среднему и малому бизнесу. Впрочем, даже такая разница в условиях существования не спасла правящую партию от тотального падения ее "фишек".
Нынешний план спасения "Единой России" более хитроумен, чем прежняя схема сохранения ее политического монополизма за счет административного давления и фальсификации результатов выборов. Новый закон о партиях, принятый в рамках политической реформы Медведева, действительно либерален: в политику пригласили всех желающих – значит, есть шанс для развития многопартийности и построения гражданского общества.
Однако на самом деле этот закон преследует совсем другие цели. Во-первых, бурное партстроительство должно, по замыслу Кремля, как-то умиротворить "рассерженных горожан" и отвлечь всех граждан от социальных и экономических проблем. Во-вторых, именно сознательное вбрасывание на рынок политических услуг кучи партийного мусора дает возможность партии власти прилично выглядеть на его фоне. В-третьих, политические карлики, которых выпускают на сцену, не так безобидны, как кажется – многим из них отведена роль "пираний", нацеленных на обретающую силу оппозицию.
Вот таким простым "демократическим" способом объявленная либерализация политического пространства становится гарантией для укрепления позиций "Единой России". И уже вряд ли кто-то сомневается в том, что политическая реформа является откровенной профанацией.
На сегодняшний день в Минюсте зарегистрировано 168 "действующих" оргкомитетов политических партий. Даже беглый взгляд на них поражает шутовством и дикостью этого рынка: никому не известные "политики", как коробейники, предлагают свой "продукт". Тут и "Партия креативного класса", и "Россия, вперед!", и партия "Посади свое дерево", и четыре партии "Против всех". Кто-то регистрирует от своего имени сразу несколько оргкомитетов. Рекордсменом здесь является человек по имени Олег Балакирев, у него есть партии на все случаи жизни: Партия автомобилистов России "За хорошие дороги", "Рабочая партия", "Партия народный фронт", "Партия военных пенсионеров", "Левый фронт", "Против всех" и "Другая Россия". В общем, "почувствовавший свободу" народ развлекается, как может.
Однако, если эти организации будут действительно зарегистрированы и заявят о своем участии в выборах, то избиратель, может, и не сойдет с ума, но получит стойкую прививку от многопартийности. Чего, видимо, и добивались единороссы, до минимума снижая планку необходимого числа членов партии и запрещая политструктурам объединяться в коалиции.
Впрочем, Минюст на днях зарегистрировал и две реальные политические организации, которые намерены участвовать в ближайших региональных выборах. Это Республиканская партия России Владимира Рыжкова (она была восстановлена на основании решения Европейского суда по правам человека, который признал ее ликвидацию Минюстом в 2007 году незаконной) и Демократическая партия России Андрея Богданова. Уже объявлено, что РПР и ПАРНАС будут объединяться в общую "Республиканскую партию народной свободы", которая, по мнению Рыжкова, станет серьезной оппозиционной силой демократов. А партия Богданова, помогая "Единой России", видимо, будет привычно выступать в роли спойлера.
Либерально настроенные граждане, однако, ждут каких-то действий от Михаила Прохорова. Еще в марте он заявил о том, что в его партию записалось более 80 тысяч человек и скоро состоится ее учредительный съезд. Потом политик призвал своих сторонников создать гражданскую платформу и надолго замолчал, заставляя их нервничать. Несколько дней назад он снова напомнил о себе посланием в блоге: мол, теперь стало ясно, что надо делать, "начинаем действовать".
Заседание оргкомитета по созданию оппозиционной партии было назначено на конец мая, но, по словам Евгения Ройзмана, оно перенесено на начало июня. Обсудят концепцию народного движения, "через которое будут пропускать весь потенциал сторонников Прохорова" и планы по созданию партии. Как пояснил Ройзман, стратегия этой партии состоит в том, "чтобы зайти вовнутрь властных структур и начинать менять вектор". Судя по всему, эта "подрывная работа" потребует от "прохоровцев" очень много времени и усилий. К тому же не понятно, каким образом сторонники Прохорова уже сегодня зайдут "вовнутрь властных структур" – не исключено, что они станут Штирлицами в рядах правящей партии.
Между тем, волонтеры, помогавшие Прохорову на президентских выборах, не дождавшись от него сигнала, в минувшую субботу сами провели учредительную конференцию общественного движения "Гражданская эстафета", которое они собираются зарегистрировать в Минюсте. Декларируемая цель – вовлечение активных людей в строительство гражданского общества через участие в социальных, культурных и общественных проектах. Именно к этому призывали и Путин, и Медведев, и "Единая Россия", так что ничего оппозиционного в "прохоровском движении" нет.
На фоне долгих, но нереализованных мечтаний Прохорова что-либо создать, заявление бывшего главы Росмолодежи Василия Якеменко о начале строительства своей партии выглядит настоящим прорывом. Тем более, что название для новой политической организации, куда войдут "люди будущего", он придумал мощное – "Партия власти". Якеменко честно признался, что разрешение на партию он получил в Кремле. По его словам, он говорил с Путиным, потом с Володиным, который предложил ему должность в новом правительстве, но Якеменко отказался, ему хотелось начать свой проект "с максимальной степенью свободы". Суркову он просто послал СМС по телефону с названием партии – тому понравилось.
Заручившись поддержкой своих кураторов, любимец власти, способный выполнить любое ее задание, немедленно начал "перевербовку" той части общества, с которой он совсем недавно вел ожесточенную борьбу. За три дня недоступный прежде Якеменко дал четыре пространных интервью либеральным СМИ, объясняя аудитории, что "люди с Поклонной" и "люди с Болотной" хотят одного – "чтобы страна развивалась, и в ней стало меньше глупости и неправды". Поэтому в его партию может вступить любой "конструктивный" человек, независимо от своих политических взглядов. Он даже заявил, что не верит в победу "Единой России" на парламентских выборах в 2016 году и не верит в перемены, которая она может осуществить в будущем.
Судя по этим заявлениям, в Кремле серьезно озабочены политическим противостоянием оппозиции. Идти ей на уступки там по-прежнему не намерены, но и к жесткому подавлению инакомыслия пока не готовы. Реализуется план по созданию множества партий, рассчитанных на различные группы граждан, но выступающих единым фронтом в поддержку власти. Для этого и "Единую Россию" можно не только критиковать, но и отламывать кусочки от ее электората. Не жалко. Так что партия Якеменко, которую он обещает зарегистрировать уже нынешней осенью, будет не единственной общественно-политической силой, направленной против протестного движения.
Это подтверждается и заявлением пресс-секретаря движения "Наши" Кристины Потупчик, объявившей на днях, что лидеры прокремлевского молодежного движения уже делают несколько своих партийных проектов. Один из них – партия "Умная Россия" федерального комиссара "нашистов" Никиты Боровикова. Впрочем, бывший руководитель политического департамента "Единой России" Алексей Чадаев полагает, что "нашистских" партий будет не несколько, а "добрая половина" из всех зарегистрированных Минюстом.
Суета на рынке политических услуг только начинается. И хотя массовое появление новых партий провозглашается как великая цель, на самом деле речь идет о банальном брокерстве. Как справедливо заметил президент Центра политических технологий Игорь Бунин, это лишь попытки встроиться в новый тренд зарабатывания денег на партийном строительстве.