Дойдет ли до Волгограда ветер обещанных политических перемен?
Итак, сегодня вступил в силу  Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
 
Напомним, что он был принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года. 
 
В начале мая Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент должность президента страны, закон подписал.  В соответствии с законом,  высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Первые выборы на основе указанных положений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года.
 
Как известно, воспользоваться этим законом смогут только жители нескольких регионов России, поскольку в остальных произошло поспешное назначение новых глав, либо переназначение тех, срок полномочий которых должен был завершиться в ближайшее время. В чем причины таких поспешных решений? Что заставило высшие эшелоны власти сформировать ее вертикаль на основе прежних принципов?
 
Причины таких скоропостижных» переназначений, как кажется, лежат на поверхности - власть не готова отстаивать свои позиции в условиях многозадачности региональной политики, - так  размышляют одни. С этой точки зрения отсрочка губернаторских выборов, безусловно, выход из ситуации. Кто знает, что случится за пять лет с градусом протеста?- размышляют другие.
 
Есть и такая точка зрения: федеральная власть,  весьма озабоченная  как результатами думских выборов, так и последствиями, которые приходится наблюдать после выборов президентских, решила убрать губернаторов, которые не обеспечили заданный им результат. Это они, губернаторы, стало быть, непопулярны, это их, стало быть, народ не поддержал - логика по принципу «с больной головы на здоровую» тут не удивляет.  А раз так, то зачем их, этих самых не обеспечивших триумфальное шествие, держать до выборов, которые, в соответствии с новым законом, должны пройти в октябре. Уберем, назначим новых, и  пусть работают пять лет  - закон ведь обратной силы не имеет.
 
Ясное дело, что новый губернатор, к тому же завезенный со стороны, это новое региональное правительство. В своем большинстве практика показывает, что сорванные со своих «якорей» новоиспеченные губернаторы не хотят опираться на местные кадры, поэтому везут в регионы таких же варягов. В конечном счете, это, в лучшем случае,  означает если не сворачивание, то, как минимум, приостановку многих региональных программ и проектов или же их торможение. И даже без злого умысла, поскольку каждый губернатор имеет право на свое видение проблем и путей  их решения. И тут им, губернаторам, и тем, кого они с собой везут, кого делают руководителями правительства, хорошо бы, как врачам, помнить заповедь «не навреди».
 
Это ведь только кажется, что пять лет-  бесконечно долгий срок. Да, пять лет – хороший зазор по времени, чтобы любой новоиспеченный губернатор или создал базу для развития, или упрочил то, что было наработано до него, или же раздербанил сотоварищи все, что движется и не движется в том регионе, который варяг как бы «получил на кормление». Но пять лет - это и хороший срок дл того, чтобы оппозиция могла  создать полноценные региональные организации, собрать аудиторию и зарекомендовать себя на муниципальных и региональных выборах.
 
Вот, как представляется, что лежало в основе замысла идеологов упомянутого закона. А принятие законов субъектов РФ, регулирующих порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта РФ, должно быть осуществлено до 1 июля 2012 года. При разработке своих законов федеральное законодательство делегировало регионам право самостоятельно утвердить ряд позиций. В частности, определиться с количеством поддерживающих того или иного выдвиженца.
 
Как уже сообщалось, проект закона «О выборах губернатора Волгоградской области» был принят в первом чтении 24 мая. Законопроектом определены избирательные права граждан на выборах губернатора Волгоградской области, установлен порядок назначения выборов, определена система и полномочия избирательных комиссий, установлены требования к выдвижению кандидата, регламентированы порядок проведения предвыборной агитации, определены требования к финансированию выборов, закреплен порядок голосования, в том числе досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям.
 
Законопроект содержит новации, которые ранее не применялись на выборах в Российской Федерации.
 
Например, представление кандидатом на должность губернатора Волгоградской области в свою поддержку  5 процентов (приблизительно 250 подписей) депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (такую норму условно принято называть муниципальным фильтром).
 
Вторая новация: кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Третья норм: кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать 70 миллионов рублей.
 
Стоит отметить, что перечисленные нормы (в частности, при сборе подписей, поскольку в  федеральном законе предусмотрена «вилка» от 5 до 10%), были, после обсуждениях на комитетах и в рабочих группах,  поддержаны всеми думскими фракциями. Но вот по одной договориться не удалось.
 
Дело в том, что разработчики законопроекта, а это депутаты фракции «Единая Россия», не намерены допускать к выборам самовыдвиженцев. Против этой нормы активно выступают эсеры и коммунисты. «Есть сомнения, что независимый кандидат соберет подписи районных депутатов и глав в нужном количестве. Однако, это не повод исключать из закона саму возможность выдвигаться на пост главы региона», - заявил на заседании регионального парламента руководитель фракции КПРФ Николай Паршин. Он также подчеркнул, что он и его коллеги будут вносить поправки, отменяющие эту жесткую норму.
 
Стоит отметить, что за выдвижение кандидатов только от политических партий выступает губернатор Волгоградской области Сергей Боженов. В своем официальном заключении на законопроект он отмечает, что «с целью укрепления партийной системы…необходимо предусмотреть выдвижение кандидатов на должность губернатора только избирательными объединениями».
 
И тут  же хочется подчеркнуть: эти заявления, как и норма, ограничивающая граждан региона в избирательных правах, был сделаны до недавнего съезда «Единой Росси», на котором, как известно, новый лидер партии Дмитрий Медведев много говорил о необходимости демократизации выборов на всех пределах власти - от партийных структур до правительственных и региональных. Возможно, ветер обещанных политических перемен дойдет и до Волгограда.
 
Как, например,  дошел он, по последним сообщениям информационных агентств,  до Ярославской и Московской областей, где соответствующими нормами, внесенными в новые  законы, разрешили самовыдвиженцам выдвигаться на должность губернатора. Кстати, тут уместно вспоминать, что именно парламентарии Ярославской области были единственными в стране, кто пытался в 2004 обжаловать в Конституционном суде отмену прямых выборов губернаторов. 


Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий