Еще девять лет назад в президентском послании Федеральному собранию Владимир Путин среди приоритетных задач государства назвал преодоление бедности. Но идут годы, а число бедных россиян не уменьшается. Более того, по данным Росстата в 2011 году граждан нашей страны с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума стало больше: 18,1 млн человек против 17,9 млн в 2010 году.
Уровень бедности (процент от общей численности населения) в России в прошлом году увеличился до 12,8 % с 12,6 % в 2010 году. Численность бедных выросла впервые с 2008 года – тогда она составила 18,8 млн человек. Это притом, что прожиточный минимум в среднем на одного человека в первом квартале прошлого года составил 6473 рубля, во втором квартале – 6505 рублей, в третьем квартале – 6287 рублей, а в четвертом – 6209 рублей.
Максимальный показатель уровня бедности был зафиксирован в России на заре гайдаровских реформ, в 1992-м году. Тогда он составил 33,5 % – т.е. численность бедных россиян достигала 49,3 млн человек. Ниже 20 % этот уровень в нашей стране впервые опустился в 2004 году – бедных на тот момент было 17,6 % или 25,2 млн человек. В 2007 году этот показатель снизился уже до 13,3 %, но за последние четыре года темпы сокращения бедности резко замедлились. Уровень бедности за этот период сократился лишь на 0,5 % – т.е. число бедных граждан уменьшилось всего на 600 тыс. человек.
В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, увы, не предвидится. Минэкономразвития ожидает снижения уровня бедности в 2012 году до 12,7 %, в 2013 году прогнозируется его рост до 12,8 %, а в 2014 году опять ждут снижения до 12,5 %. Но, напомним, что снизить этот показатель до 10-12 % необходимо было еще в 2007 году.
Но вот в распоряжении "Интерфакса" оказалась копия письма, которое заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко направила 18 мая в правительство. В нем содержится идея о том, как в один момент резко сократить количество российских бедняков. Причем, без всяких дополнительных расходов для бюджета. Мысль проста и по-своему гениальна: Минфин предлагает радикально изменить методику расчета прожиточного минимума. В результате такой "реформы" численность бедных граждан в стране серьезно сократится. То есть, на самом деле бедняков меньше не станет, но некоторое их количество (независимые эксперты уже говорят о цифре в 15 %) исчезнет из официальной статистики, перестав таковыми считаться. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.
А теперь разберемся, в чем суть изменения методики. До сих пор прожиточный минимум в России рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Этот показатель используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обосновании МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формировании федерального бюджета.
Совсем недавно заместитель главы одного из районов Краснодарского края Дмитрий Жертовский поставил над собой смелый эксперимент: он прожил месяц на шесть с половиной тысяч рублей, составляющих прожиточный минимум в его регионе. Питался, в основном, картошкой и хлебом, так как не мог себе позволить ни мяса, ни рыбы, ни фруктов. Часть средств он потратил на сотовую связь, услуги парикмахера, белье и предметы личной гигиены, а также на оплату услуг ЖКХ. За этот месяц Жертовский похудел на пять килограммов.
И вот сейчас Минфин стремится доказать, что люди, как краснодарский экспериментатор живущие на этот самый минимум, отнюдь не бедняки. Перейдя на кардинально новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета, чиновники якобы смогут устанавливать "разные линии" бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. И на основе этого комбинированного подхода к определению прожиточного минимума финансовое ведомство предлагает осуществлять социальную политику государства.
Главная новация от Минфина – введение так называемого "социального уровня бедности", который окажется даже ниже действующего прожиточного минимума, поскольку будет рассчитываться с учетом эффекта экономии от общесемейного потребления. Что это значит? А вот что: чем больше семья, тем меньше должны быть ее среднедушевые доходы для безбедного существования, так как проявляется эффект совместного потребления благ, имеющих общесемейный характер (например, холодильник, телевизор, мебель и другие предметы длительного пользования).
Понятно, что в таком случае многодетным семьям государство помогать не должно, а матери-героини, видимо, будут платить дополнительные налоги: ведь младшие дети используют одежду и обувь старших, а к предметам общего длительного пользования можно смело добавить детскую ванночку и горшок. Во всяком случае, осуществлять адресную поддержку семей Минфин предлагает, исходя именно из этого мифического "социального уровня бедности".
В рамках нового подхода будут установлены также минимальный уровень потребления, необходимый для "физиологического выживания человека", и потребительский бюджет, обеспечивающий "расширенное воспроизводство населения". А социальный уровень бедности, по мнению ведомства, следует устанавливать, исходя из концепции "абсолютной бедности". Она выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище. При этом министерство ссылается на неких экспертов, считающих, что социальный уровень бедности может быть "значительно ниже" нынешнего российского прожиточного минимума. Хорошо еще, что минфиновские чиновники пока не ссылаются на экспертов, считающих лучшим средством борьбы с бедностью пулеметы, история ведь знает и таких "новаторов".
В заключительной части письма Минфин честно признается, что внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на "наиболее важных направлениях". Судя по всему, самым важным направлением является удовлетворение все более растущих аппетитов отечественного чиновничества.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уже назвал предложение Минфина "тревожным звоночком". Он обращает особое внимание на то, что если раньше при определении размера пенсий, пособий и стипендий власти отталкивались от прожиточного минимума, то теперь будут отталкиваться от более низкого социального уровня бедности. Николаев не одинок в своих опасениях: многие эксперты заявляют, что речь идет о стремлении госаппарата начать экономить на социальной политике. Именно поэтому Минфин пытается найти оправдание для сокращения социальных расходов.
Да, расчет "минимальной корзины" имеет ряд недостатков, но он все же позволяет учитывать инфляцию и рост цен на отдельные значимые товары. Кроме того, он еще и прост для применения. Предлагаемый Минфином подход, напротив, открывает много возможностей для манипулирования цифрами. Если ввести эту новую методику, то прожиточный минимум может "полегчать" примерно на 20 %, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
При этом стоит вспомнить, что минимальный прожиточный уровень в России и сейчас подразумевает лишь физическое выживание человека, не давая возможности расширенного потребления и воспроизводства. А в ряде регионов этот прожиточный минимум даже не позволяет оплачивать коммунальные услуги – к примеру, в Сибири платежи за ЖКХ выше минимального прожиточного уровня.
Но у этой проблемы есть и еще один, явно не учитывающийся авторами письма аспект, – политический. Кто объяснит беднякам, лишаемым социальных льгот, пособий или каких-то иных способов государственной помощи, что они по новой методике расчетов стали богаче, а потому ни в какой помощи не нуждаются? Люди эти отчеты Росстата не читают, да и не поверят им, если прочтут. Что такое реальная бедность, они знают на собственной шкуре.
Некий кремлевский чиновник на днях поведал журналистам на условиях анонимности, что больше всего власть опасается слияния социального и политического протестов. Может быть, в Минфине решили, что делу социального протеста необходима помощь именно их министерства? В таком случае, Татьяна Нестеренко выступает просто в роли буревестника, не понимая, чем может закончиться буря народного гнева, если она действительно грянет. Ведь речь, по существу, идет о том, чтобы не бороться с бедностью, а сделать беднее еще порядка трех миллионов российских граждан.