Сегодня в Волгограде состоялось очередное заседание регионального парламента. На нем в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 декабря 2011 года № 2266-ОД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Он был внесен в областную думу правительством региона.
Как известно, предметом рассмотрения в первом чтении законопроекта являются основные характеристики областного бюджета: прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит областного бюджета, межбюджетные трансферты и иные основные параметры.
Из информации, изложенной министром финансов правительства Волгоградской области Маратом Абдулхалыковым, следует, что доходную часть областного бюджета прогнозируется увеличить на 7млрд 918 млн. 371тыс. рублей. При этом безвозмездные поступления, в том числе субсидии, субвенции федерального бюджета, составят 4млрд 44млн 371тыс. рублей
Законопроектом предлагается увеличение прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Волгоградской области в 2012 году на 3 млрд. 874 тыс. рублей или 7, 7 %. Доходы с учетом внесенных изменений составили 68 млрд. 430 млн. 423,5 тыс. рублей. Рост поступлений предполагается достигнуть за счет увеличения объемов прибыли прибыльных организаций. По неналоговым доходам планируется рост от использования государственного и муниципального имущества, от оказания платных услуг, другим показателям.
Расходная часть областного бюджета в целом увеличена на 8 млрд. 497 млн. 648 тыс. руб. С учетом корректив бюджетные расходы региона составят 76,6 млрд. рублей. В результате внесенных изменений в доходную и расходную часть областного бюджета его дефицит увеличен в сумме 579 млн. 277,5 тыс. рублей и составил 8 млрд. 143 млн. 771,3 тыс. рублей или 15 % доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Наибольшее увеличение ассигнований предусмотрено на образование - на 21,7%, национальную экономику – 19%, в том числе на сельское хозяйство и дорожное хозяйство. Почти на 12 процентов увеличивается финансирование раздела «Социальная политика», на 26 процентов – жилищно-коммунальное хозяйство и на 6 процентов - здравоохранение.
Законопроект предварительно был рассмотрен семью (из восьми) думскими комитетами. На заседании думы председатель профильного бюджетного комитета Владимир Попов проинформировал коллег о том, что от всех комитетов поступили заключения с решением рекомендовать областной Думе принять законопроект о бюджетных коррективах в первом чтении.
Владимир Попов обозначил несколько основных - с его точки зрения- направлений распределения бюджетных средств в рамках представленных поправок. «Финансирование полным рублем первоочередных расходов – социальные выплаты, заработная плата и др., погашение кредиторской задолженности, направление областных средств на реализацию проектов через софинансирование с федеральными программами с целью увеличения налоговой базы и поступлений в региональный бюджет, – сказал депутат. Владимир Попов также добавил, что предложенные поправки «улучшают состояние людей и делают бюджет сбалансированным».
Первая часть этого вывода была явно адресована депутату фракции КПРФ Михаилу Таранцову, который в своем выступлении жестко заявил: «Нам и губернатор, и министр финансов говорили о том, что придется потуже затягивать пояса. Представленный бюджет свидетельствует о том, что пояса придется затягивать простым людям, поскольку нет обещанного сокращения расходов на содержание чиновников. Говорили, что сократят на 500 млн., а на самом деле только на 100 млн. вышли, но по- прежнему продолжается приобретение дорогостоящих машин, мебели и прочего инвентаря», - возмущался депутат.
Вторая часть комментария председателя комитета пою бюджету, налогам и финансовой политике Владимира Попова не «ложится» на выводы, которые сделала на законопроект в своем экспертном заключении Контрольно- счетная палата (КСП) области. В частности о том, что расходы областного бюджета не обеспечены источниками на 1 млрд.812 млн. рублей.
Кроме того, КСП отмечает, что первоначально запланированные на текущий год поступления налоговых и неналоговых доходов могут быть недовыполнены более чем на 962 млн. рублей. «Разница относительно внесенных в областную думу поправок составляет 4морд. 836,2 млн. рублей», - подчеркивается в заключении.
Отметим, что особую тревогу аудиторов КСП вызывает то обстоятельство, что в качестве обоснования увеличения прогнозных показателей по налогу на прибыль, правительство представило информацию
«о предполагаемом увеличении платежей от территориальных подразделений ОАО НК «ЛУКОЙЛ» (с 7,6 млрд. руб. до 11, 9 млрд. руб.)».Вопрос: кто предполагает, что это увеличение состоится и на чем оно основано? - на думе прозвучал так глухо, что внятного ответа никто не услышал - его просто никто не дал.
Есть и еще одно тревожное обстоятельство: дефицит областного бюджета на 2012 год не обеспечен источниками финансирования - не много не мало - на сумму 1 млрд. 812 млн. рублей. А это означает, что во внесенном законопроекте не соблюден принцип сбалансированности бюджета, установленный Бюджетном Кодексом России. Можно ли принимать закон региональный, если он противоречит закону федеральному - вопрос риторический и находится в компетенции прокуратуры.
Кроме того, учитывая высокую вероятность неисполнения прогноза по налогу на прибыль организаций, что, по данным министерства финансов правительства Волгоградской области должно стать существенным источником пополнения бюджета, всем министерствам предстоит большая работа по оптимизации расходов бюджета. И депутатам от принятия последующих решений в этой части тоже никуда не деться.
Можно, конечно, называть этот процесс по-разному: «затянуть потуже пояса», можно назвать «оптимизация расходов» или «поиск резервов» - не в названии, а в результате суть процесса. Вот, к примеру, один из них: объем долговых обязательств Волгоградской области в январе-мае вырос на 44,8% и составил на 1 июня 22,6 миллиарда рублей. Об этом вчера, накануне заседания областной думы сообщил на встрече с журналистами министр финансов региона Марат Абдулхалыков.
По его словам, на 1 января размер госдолга Волгоградской области составлял 15,7 миллиарда рублей или 37,2% к собственным доходам бюджета. "Мы взяли в мае облигационный заем в размере 5 миллиардов рублей -и это сразу сумму долга увеличило. Погасили мы за эти пять месяцев 3 миллиарда предыдущих долгов и 5 миллиардов брали бюджетный кредит", - рассказал министр.
Марат Абдулхалыков заявил, что средства облигационного займа пойдут на выплаты зарплат и отпускных работникам образования. "Учителя сегодня в отпуск уходят, и мы без задержек эти деньги им выплатим. Задержек не будет, социальная обстановка будет стабилизирована благодаря этому займу", - сообщил министр.
Объем долговых обязательств региона, по словам, за последние пять лет вырос в 3,1 раза - с 5,4 миллиарда рублей на 1 января 2008 года до 15,7 миллиардов рублей на 1 января 2012 года. Основная причина увеличения госдолга связана с финансовым кризисом, соблюдением в этих условиях всех социальных расходов.
"За эти пять лет бюджет Волгоградской области, где 63,3% составляет социальная сфера, не ориентирован на развитие области, а он ориентирован, как и в многих регионах России, на рост долгов. Близкие к дефолту регионы те, у кого долги более 50%, у нас пока эта цифра колеблется в пределах 30-35% , - проинформировал журналистов Абдулхалыков.
По его мнению, чтобы далее не идти по пути наращивания долгов, необходимо кардинально поменять подходы к формированию бюджета региона, прежде всего, к его расходной части. Вот и мы о том же говорим - и никуда от этого не спрятаться, не скрыться…