Основное мероприятие, посвященное 90-летию плановых органов Волгоградской области, состоится завтра, в Доме Союзов. На него приглашены руководители органов исполнительной власти региона, руководители, ранее возглавлявшие плановое ведомство региона, ветераны отрасли, представители ряда общественных организаций.
Событие получило широкое информационное сопровождение. Вспоминается, что 12 июня 1922 года на заседании Царицынского Губернского Экономического Совещания было принято постановление о создании Губернской Плановой Комиссии (далее – Губплан), избран президиум в количестве 5 человек. В Губплан также вошли представители технических специалистов от каждого Экономического отдела, производственных отделов ГСНХ, железнодорожного и водного транспорта, с привлечением, по мере необходимости, специалистов в большом количестве. К секциям Губплана были также отнесены все ранее созданные при Губернском Экономическом Совещании комиссии. В компетенцию вновь созданного органа входила разработка перспективного и текущего планов.
Три года спустя Президиум ЦИК СССР принял постановление о переименовании Царицына в Сталинград, а 10 июля 1928 года Сталинградская губерния была преобразована в Сталинградский округ Нижне-Волжского края с центром в Саратове, при этом вопросами планирования развития Сталинградского округа стала заниматься краевая плановая комиссия.
Следующий этап начался 15 января 1931 года - тогда было принято постановление о перемещении краевого центра из Саратова в Сталинград, а 10 января 1934 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принимает постановление о разделении Нижне-Волжского края на 2 края – Саратовский и Сталинградский. В январе 1937 года в связи с принятием новой Конституцией, по которой Сталинградский край стал областью, ликвидируется краевая плановая комиссия. Создается областная плановая комиссия (облплан).
В конце 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сталинградская область переименована в Волгоградскую область, а Сталинград – в Волгоград. Время от середины 1960-х до начала 1980-х прошло «под знаком реализации умеренно-консервативного курса, в том числе и в сфере экономики», - утверждается в официальных источниках. Управление промышленностью вновь строится по отраслевому принципу, в 1965 году начинается хозяйственная реформа, в практику вводятся новые элементы – материальное стимулирование, расширение прав директоров предприятий, начальников цехов и мастеров, хозяйственный расчет, прибыль. Получила широкое развитие практика разработки комплексных планов экономического и социального развития предприятий, колхозов, городов и районов с участием ученых, квалифицированных специалистов, рабочих, новаторов и рационализаторов, общественных организаций.
В целях улучшения размещения предприятий в 1979 году в области была создана Межведомственная Комиссия по размещению промышленных предприятий, рабочим органом которой стал облплан. В 1979 году Московским ГИПРОГОРом с участием облплана и других областных организаций была разработана Схема районной планировки Волгоградской области, ставшей важным инструментом в решении вопросов размещения производительных сил, улучшении экологической обстановки в регионе.
Перестройка 1985 -1991 годов, замышлявшаяся как обновление социализма, обернулась сменой общественно-политического строя и экономической системы страны. Активные процессы в структурном реформировании экономики потребовали формирования новой системы государственного управления. С целью осуществления эффективного руководства экономикой области - на основе внедрения рыночных отношений - 14 января 1991 г. на базе областной плановой комиссии была образован комитет по экономике и рыночным отношениям. К концу 1991 года он был переименован в комитет экономики и финансов. Проводимая финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.
К середине 90-хгодов относится создание в Волгограде первых в стране финансовых пирамид типа «Русский дом Селенга» и «Хопер-инвест»: почти 320 тыс. жителей области «пролетели» на 260 млрд. рублей. В эти годы, говорится в подготовленном для обнародования официальном докладе, « финансовая и денежно-кредитная политика была направлена на достижение макроэкономической стабильности».
Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Для обеспечения проведения единой социально-экономической политики и экономических реформ на территории Волгоградской области в ноябре 1997 года была утверждена структура Комитета экономики, основной задачей которого явилось определение путей эффективного развития экономики региона.
А важнейшей задачей последних лет 20 века становится дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы ЖКХ, повышения финансовой и платежной дисциплины, а, следовательно, собираемости налогов. О том, какими показателями плановые органы Волгоградской области свой встречают свой юбилей, красноречиво говорят цифры.
Так, объем долговых обязательств региона в январе-мае вырос на 44,8% и составил на 1 июня 22,6 миллиарда рублей, на 1 января размер госдолга Волгоградской области составлял 15,7 миллиарда рублей или 37,2% к собственным доходам бюджета, дефицит которого спланирован в сумме 8 млрд. 143 млн. 771,3 тыс. рублей. Это, кстати, составляет максимально допустимых 15 % доходов областного бюджета - без учета безвозмездных поступлений.
Впрочем, не стоит полагать, что эти проблемные данные будут фигурировать в официальных речах. Но будет правильно, если не будут забыты те, кто в прежние годы немало сил и профессионального опыта отдал становлению и развитию экономических служб региона. Это - Иван Михайлович Величко, Андрей Яковлевич Облог, Лазарь Леонтьевич Тонне, Иван Петрович Шабунин, Виктор Федорович Аралин, Валерий Иннокентьевич Иконников, Николай Васильевич Зацаринский, Александр Сергеевич Плотников, Роман Сергеевич Беков.
В 2012 году статус комитета экономики был повышен до министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области. Его возглавила Эльвира Васильевна Лагутина. В июне 1982 года она окончила Волгоградский инженерно-строительный институт, в июле 1998 защитила с отличием диплом экономиста Всероссийского заочного финансово - экономического института, в июне 2007 окончила Волгоградскую академию государственной службы по специальности государственное и муниципальное управление, много лет работала финансово-управленческой сфере Волгограда. В середине апреля нынешнего года с должности зампредседателя комитета экономики администрации региона назначена министром экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области
В настоящее время министерством обеспечивается организационная работа по проведению единой экономической политики, а также выполнение отдельных полномочий в области госзакупок, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной, инновационной, финансовой политики, развитее малого и среднего бизнеса, административной реформы.