О попытках переложить капремонт жилых домов на плечи самих жильцов рассказывалось уже не раз. Еще в 2011году был принят закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ.. Согласно этому документу, органы государственной власти были обязаны определить основные требования к организации и функционированию региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. Разработавшие законопроект чиновники Минрегиона утверждали, что он четко определит границы ответственности федерации, субъектов федерации, муниципалитетов и граждан по проведению капитального ремонта жилых зданий. Однако это была лишь малая толика правды.
Одним из основных для подавляющего большинства граждан России стало положение о порядке организации и функционирования региональных систем капремонта многоквартирных домов, в том числе определение порядка расчета минимального размера платы за капремонт общего имущества. Эта функция была отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ – то есть федеральная власть передала власти региональной право принимать решение об увеличении платы за будущий капремонт.
А чтобы рядовые граждане не смогли вмешаться в дело определения и распределения чиновниками разных уровней административной ренты с их жилищ, в закон включили такое специальное положение: "Орган местного самоуправления устанавливает размер платы собственников помещений, предназначенной для обеспечения финансирования капитального ремонта, который определяется исходя из федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения, если меньший размер обязательной ежемесячной платы не установлен субъектом Российской Федерации".
Казалось бы, дело сделано: теперь со всех можно спокойно собирать деньги на некий мифический капремонт, который, как горизонт, постоянно отдаляется. Я сам живу в доме, капремонт которого, согласно опубликованным планам, должен был состояться в 2010-м году. И наверняка каждый из нас может привести не один такой пример. Но депутатам Госдумы от партии "Единая Россия", судя по всему, такие проблемы неизвестны и неинтересны. Поэтому 8 июня они приняли в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, обязывающие граждан платить за капитальный ремонт. Законопроект предусматривает выделение в составе платы за ЖКХ для собственника помещения отдельной строки оплаты за капремонт. Эта строка определяет данный платеж как обязательный и постоянный.
Как заявила корреспонденту ИТАР-ТАСС зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ, один из авторов проекта, Елена Николаева, "износ жилищного фонда достиг такой точки, что капремонты общего имущества многоквартирного дома требуют принятия безотлагательного системного решения". По словам Николаевой, "именно обязательная плата за капитальный ремонт должна побудить собственников сначала заинтересоваться, куда направляются их платежи, а затем – потребовать от управляющей организации выбрать ответственного и добросовестного подрядчика на проведение капитального ремонта".
Прочитав эту последнюю фразу, можно подумать, что депутаты, проголосовавшие за поправки, живут в какой-то другой стране, а то и на другой планете. Или они не знают, что именно стараниями власти, представителями которой в парламенте они являются, уже сделано все, чтобы рядовые граждане не смогли предъявлять требования к управляющим организациям. Тем, кто проявляет излишнюю активность в этом вопросе, порой проламывают голову, а следственные органы (вот ведь какая незадача) никак не могут найти преступников.
Однако Николаева, видимо об этом никогда ничего не слышала. Она объясняет, что по Жилищному кодексу граждане несут ответственность за содержание своего имущества в надлежащем состоянии: "В этом смысле мы и сейчас в наших платежных документах платим за проведение капитального ремонта. Чтобы системно решить эту задачу, предлагается создание этих систем, при этом каждый регион будет сам выбирать, по какой системе проводить капитальный ремонт. Граждане у себя отдельной строкой в платежном документе будут видеть, сколько денег они у себя накапливают на капремонт. Если посмотреть типовую квартиру 54 квадратных метра, это примерно 300 рублей в месяц".
После такого утверждения депутата стоит задать некоторые вопросы. Во-первых, если Жилищный кодекс уже предусматривает оплату капремонта, зачем вдруг понадобился новый закон? Во-вторых, откуда Николаева берет цифры, которыми так охотно оперирует?
Ответ на первый вопрос предельно ясен: платежи за капитальный ремонт по Жилищному кодексу фактически были добровольными – решение о том, что дом в нем нуждается, принимало общее собрание собственников. Незаинтересованные в лишних тратах граждане редко решались на капремонт своими силами. С принятием нового закона платежи не только станут обязательными для всех, но и, как утверждают эксперты, непременно вырастут. Ведь поправки вносятся в статью 154 Жилищного кодекса РФ, которая гласит, что плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание, ремонт жилья и плату за коммунальные услуги. При новой трактовке владельцам квартир просто добавят еще один обязательный платеж.
Теперь вопрос о цифрах. Размер новой ежемесячной платы авторы законопроекта предлагают привязать к федеральному стандарту стоимости капремонта 1кв.м жилого помещения. Этот стандарт в целом по стране на 2012 г. составляет 6 руб., в 2013 г. он повысится до 6,5 руб., в 2014 г. – до 7 руб. С собственников планируется взимать от 0,5 до 1,5 этой величины. На нулевую ставку могут рассчитывать владельцы квартир в домах, построенных менее 5 лет назад, на пониженную ставку – собственники тех домов, которые государство должно было отремонтировать за свой счет, но не сделало этого. Максимум и минимум ежемесячной платы за капремонт для каждого собственника определит муниципалитет, следуя ориентирам регионального и федерального правительства.
Между тем есть документ, в котором принятый Госдумой в первом чтении законопроект оценен четко негативно. Это заключение Института экономики города. "Одним из главных недостатков законопроекта является неопределенность воли федерального законодателя, – говорится в нем. – Законопроект предполагает возложить на правительство РФ определение общих требований к организации региональных систем капитального ремонта, порядка установления размера платы за капитальный ремонт, минимального и максимального размера платы за капитальный ремонт. Какими будут эти требования и порядок, законопроект не определяет, отдавая регулирование этого вопроса правительству РФ. В отношении обязательных вопросов, которые должны быть урегулированы в законе субъекта РФ об организации региональной системы капитального ремонта, законопроект также устанавливает лишь общий перечень, не раскрывая направления и пределов их регулирования".
"В пояснительной записке законопроект назван рамочным. Такой подход к регулированию отношений по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов представляется неоправданным. Жилищный кодекс РФ, в который законопроект предлагает внести поправки, является не основами жилищного законодательства, не рамочным законом, устанавливающим общие принципы регулирования жилищной сферы, а законом, прямо регулирующим эту сферу. Тем более, законопроект серьезно меняет концепцию ЖК РФ... Перспектива таких серьезных изменений правительством РФ концепции действующего ЖК РФ без процедур всестороннего публичного обсуждения представляются весьма спорной", – указывают авторы документа.
Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская (фракция "Справедливая Россия") считает, что законопроект перекладывает старые, невыполненные государством по капремонту обещания на собственников. "К сожалению, в обсуждаемом законопроекте о финансировании капитального ремонта, о создании системы капитального ремонта нет никаких обязательств федеральных органов власти по старому, не произведенному капитальному ремонту", – сказала она в интервью РИА "Новости".
При этом Хованская заметила, что для жителей домов, построенных до 80-х годов, введение этой платы окажется катастрофой: они просто не потянут стоимость капремонта. А государство, которое до 1990 года было собственником всех жилых домов, фактически отказывается от своих накопившихся обязательств по капремонту. Вот и хочется спросить: так кто же, все-таки, нагнетает социальную напряженность в обществе?
Олег КОНЮХОВ