Госдума на днях приняла в первом чтении правительственный проект закона о Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (ФКС).
Документ, разработанный в связи с поручением президента создать пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, был внесен в нижнюю палату в начале мая. Так что рассмотрение его сейчас в первом чтении оказалось весьма спешным.
Разработка закона, как утверждается в его сопроводительных документах, была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском государственном заказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство в сфере госзакупок. С одной стороны, с этим трудно не согласиться: по некоторым данным, объем взяток, откатов и нецелевых расходов в этой сфере оценивается в 1 триллион рублей в год. Это составляет практически 20 % от ежегодного объема закупок для государственных нужд.
Но вот дальше идут серьезные разногласия. Дело в том, что Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба разработали в 2011 г. альтернативные варианты совершенствования законодательства о госзакупках. Причем, если Минэкономразвития разработало и направило в правительство тот самый законопроект о ФКС, который и рассматривался Думой в первом чтении, то ФАС предлагала модернизировать действующий закон о размещении госзаказа.
Если кто-то еще помнит, Высшая школа экономики проводила по этому поводу беспрецедентную дискуссию между ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и известным юристом, блогером и организатором интернет-проекта "Роспил" Алексеем Навальным. Эта дискуссия была как раз посвящена концепции нового закона о госзакупках. Тогда Кузьминов не смог доказать свою правоту, а также правоту стоящего за ним Минэкономразвития.
Однако судьбы законов решаются у нас не в ходе свободных дискуссий. Правительство встало в итоге на сторону МЭР. На всякий случай было даже заявлено, что в ходе работы над законопроектом позиции двух ведомств сблизились. Как при этом трактовать мнение ФАС о том, что именно изложение текста в новом формате может привести к большому количеству "разночтений и толкований", не объясняет никто. Так что неслучайно мнения депутатов, сенаторов, правительственных чиновников и экспертов, оценивавших проект, разошлись достаточно резко.
Его сторонники уверены, что данный законопроект обеспечит равные условия для конкуренции между различными подрядчиками и поставщиками. Согласно документу, заказчики при осуществлении закупок вправе использовать один из предлагаемых способов, в числе которых открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и предложений и так далее. Неясно лишь, почему в таком случае закон не будет применяться по отношению к оказанию услуг международными организациями, которые создаются в соответствии с международными соглашениями.И чем громче звучат голоса защитников законопроекта, тем больше появляется вопросов у сторонних наблюдателей.
Так, например, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Самойлов, входящий в рабочую группу по доработке законопроекта, отметил следующий позитивный момент: цена перестанет являться единственным критерием выбора поставщика – будут учитываться и другие, например, эксплуатационные расходы. По его словам, закон предполагает более совершенные способы независимого контроля за госзакупками. Все это, утверждает Самойлов, выводит систему госзакупок на новый уровень.
Во только на новый уровень чего именно выводит систему госзакупок закрепленная законодательно возможность покупать товар по более высокой цене, чем существующее на рынке предложение? Или мы уже забыли историю с томографами, приобретенными Минздравсоцразвития?
"Проект закона о Федеральной контрактной системе сделает систему закупок еще более коррупционной, – уверена депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – Механизм невероятно запутан, количество чиновничьих и бюрократических структур по новому закону вырастет в разы, как и количество документов, сопровождающих процесс закупок".
Действительно, новый закон, который должен был ликвидировать проблемы 94-го федерального закона, создает лишь дополнительную бумажную и электронную работу. Более того, для его исполнения должны быть созданы дополнительные организации и специализированные учреждения, которые будут сопровождать процесс госзакупок. Законом вводятся понятия прогноза закупок, плана-графика закупок, нормирования закупок, создаются специализированные организации, контрактные службы, комиссии по осуществлению...
И везде будут сидеть новые чиновники, стремящиеся получить административную ренту. Если раньше сложные запутанные процедуры относились к тендерам и конкурсам, и выйти из них пытались через механизм запроса котировок и закупок у единственного источника, то теперь этот механизм введен в закон о Федеральной контрактной системе и подчиняется общим запутанным правилам.
В итоге мы получим в очередной раз выросший чиновничий аппарат, который будет работать над тоннами бумаг. При этом останутся на своем месте и армия посредников, и аффилированные структуры, так что никакого выбора самого качественного товара по наиболее низкой цене не произойдет.
"Госзаказ грозит стать закрытым клубом "для своих", – поддерживает коллегу еще один депутат от партии "Справедливая Россия" Олег Михеев. По его мнению, то, что предложено в законопроекте, – это шаг в сторону от публичности и прозрачности торгов.
Останутся на своем месте и армия посредников, и аффилированные структуры. Аукционный перечень (предметы заказа, для которых электронный аукцион – единственный способ закупки) будет пересмотрен в сторону уменьшения. В результате доля размещения заказа через электронные аукционы будет существенно сокращена. Открытость и прозрачность процедур теряется. Закон о ФКС не вводит новые электронные способы размещения заказа. В результате транзакционные издержки на бумажные отправления значительно повысятся, доступность госзаказа для иногородних участников значительно сократится. Минимальный срок подачи заявок устанавливается в 7 дней вне зависимости от начальной максимальной цены контракта. А поскольку законопроект предусматривает право заказчика выбирать способ проведения закупки, заказчик будет иметь возможность объявить миллиардный аукцион в семидневный срок, с тем, чтобы не "свои" участники не смогли подготовиться к нему и принять в нем участие.
Надо сказать, что это мнение депутатов косвенно подтвердил, сам того не желая, заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский, представлявший проект. Его слова о том, что профессионализма при размещении госзаказов планируется достичь путем создания нового специального подразделения – контрактной службы заказчиков, трудно воспринять положительно. Уж больно хорошо известны все эти новые конторы, занятые доказательством своей незаменимости и значимости. А уж заявление о том, что сотрудники этой службы будут нести персональную ответственность, не может вызвать ничего, кроме саркастической ухмылки. Все это мы уже не раз проходили.
И совсем двусмысленно звучат слова о том, что для исключения случаев выигрыша тендеров компаниями, которые не в состоянии выполнить обязательства (но предложили лучшую цену и потому контракт заключен с ними), вводятся ограничения на демпинг. Если предлагаемая цена ниже начальной более чем на 25 %, то должен предоставляться ее расчет с обоснованием.
Что необходимо обосновать с помощью расчета? Почему так невелика сумма, которую соответствующий чиновник может положить себе в карман?
Увы, но именно такие сомнительные моменты характеризуют новый закон. Ничего, кроме увеличения уровня коррупции, он не даст.