Бюджетная система России находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. "Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов.
При этом, как отмечается в бюджетном послания на 2013-2015 годы, «принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части"
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. В связи с этим недостаточно бюджетных средств направляется на реализацию инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть на области, определяющие перспективный облик российской экономики, полагает В.Путин.
В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Владимир Путин отметил, что недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.
В-четвертых, эффективность бюджетных расходов зачастую низка, а получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения пока не стимулируют местные власти субъектов РФ к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это в свою очередь является необходимой основой для увеличения доходов местных бюджетов. Кроме того, региональные и местные бюджеты слишком сильно зависимы от финансовой помощи, поступающей из бюджетной системы РФ.
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества. Как отмечает президент, "необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются".
В-седьмых, по словам В.Путина, России не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. "Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов", - заключил президент России.
Итак, семь бед, или как их дипломатично называют, семь проблем, названы. Как отмечают эксперты, беды эти не упали как снег на голову. Они – проявление и результат многолетних, так сказать, экспериментов в сфере управления экономикой в целом и межбюджетных отношений между центром и регионами в частности. Сильная Россия – это не тогда, когда Москва жиреет, а регионы – хиреют. Без сильных регионов не может быть сильной России. Где те, хотя бы 50% налогов, которые должны оставаться с регионах? Помнится. Твердили –и даже определяли такой принцип распределения: 40% - центру, а 60% остается регионам. А в регионах, следуя политике центра, ведут себя таким же образом. Вот почему все попытки добиться реализации местного самоуправления в стране разбиваются под логикой известного посыла: хотели как лучше, а получмлось как всегда.