В Госдуму поступил законопроект о СМИ – "иностранных агентах". Документ обязывает российские издания указывать, что источником их финансирования являются средства или гранты из-за рубежа. Об этом сообщил журналистам автор разработанных поправок в Закон "О СМИ", депутат – "единоросс" Евгений Федоров. Он пояснил, что данный законопроект – продолжение начатой работы по НКО – "иностранных агентах".
Федоров добавил, что решение распространить нормы уже принятого и одобренного СФ закона на прессу обусловлено тем, что часто на российском политическом пространстве при помощи иностранного финансирования происходит манипулирование через СМИ. И это происходит, возможно, даже значительно чаще, чем при помощи НКО.О том, происходит ли манипулирование гражданами через те СМИ, которые финансируется из бюджетов регионов, городов или муниципальных районов.
По официальным данным, на выделение субсидий средствам массовой информации в субъектах РФ уходит от 42 до 573 миллионов рублей. Величина расходов прямо пропорциональна уровню желания властей того или иного уровня рассказать народу все хорошее о себе, любимых. И это длится так давно, что все забыли нормы федеральных законов, в соответствии с которыми органам власти позволено учреждать, в частности, печатные СМИ исключительно в целях «публикации нормативных правовых актов и иной официальной информации».
А каков он, характер российских газет, финансируемых из бюджетов? Что ни строка, то «по поручению губернатора такого-то (или главы такого-то района) строятся дома, пекут хлеб, спасают людей, рожают детей, мужчины добывают хлеб насущный, а женщины кричат ура и бросают в воздух чепчики. Журналисты «мочат» за деньги налогоплательщиков каждого, кто на начальство искоса посмотрел - и это называется к штыку приравнять перо.
А что, к примеру, делается в регионах на государственном канале «Россия» в тех временных рамках, что отведены под так называемое местное вещание? Оплата по договорам «информационного обслуживания» органов власти регионального и муниципального уровня вынуждает работников филиалов ВГТРК готовить такой информационный продукт, в котором критические или даже просто острые аналитические материалы ни на кого выше, чем управдомами, не распространяется. Что ни сюжет, то веселый водевильный мотивчик - все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо…
Если это не манипулирование, то что тогда имеют в виду под манипулированием авторы законопроекта? Хорошо бы для начала разобраться в терминах, изучить практику регионов, обобщить ее и гневно обличить тех, кто далеко не в интересах общества и государства (если по большому счету говорить) за бюджетные деньги из журналистики сделал служанку, а СМИ в целом - инструмент для служебного и личного пользования.
Вот, скажем, в эти дни Волгоградская областная дума разместила на официальном сайте госзакупок заказ на проведение электронного аукциона по оказанию информационных услуг в телеэфире. Первоначальная (максимальная) цена контракта составляет 1 млн. 200 тыс. рублей. Эту сумму из бюджета региона депутаты готовы заплатить за 45 минут вещания! Телекомпания, выигравшая тендер, должна будет рассказывать об успехах деятельности парламентариев на законодательном и политическом поле на территории всех муниципальных образований Волгоградской области. Особо подчеркнем, что такая возможность есть только у так называемого областного телевидения - филиала государственной ВГТРК «Россия».
Кроме того, Волгоградская областная дума объявила сегодня электронный аукцион на оказание услуг по распространению информации периодическим печатным изданием. Тендер, согласно аукционной документации, выиграет газета, выходящая шесть раз в неделю с разовым тиражом не менее 10 тысяч экземпляров и телепрограммой. Победитель торгов должен будет разместить на своих страницах несколько публикаций, освещающих деятельность регионального парламента. За это из бюджета области Волгоградская областная дума готова заплатить 499792 рубля- такова первоначальная (максимальная) цена контракта.Особо подчеркнем, что шесть раз в неделю в регионе выходит только одна газета. И ее учредителем является правительство Волгоградской области.
Разумеется, ни Волгоград, где подобные аукционы проводятся два раза в год, ни область в целом не являются исключением - такие аукционы, «заточенные» под конкретное СМИ, проводятся от Москвы до самых до окраин. Вот и подумалось: почему бы «единороссу» Евгению Федорову не внести в уже разработанный им проект такую поправку, которая обяжет газеты или другие средства массовой информации в выходных данных информировать своих читателей, зрителей и слушателей о том, что они являются «агентами того или иного губернатора»? По содержанию этих изданий оно и так легко «раскусывается», но, согласитесь, это было бы справедливо - с целью уменьшения ущерба от той самой манипуляции, которая так беспокоит Евгения Федорова и его партийных коллег в Государственной Думе.