Недавно в Волгограде состоялась «прямая линия» с участием представителей министерства сельского хозяйства региона.На связь выходили журналисты городов и районов области, специалисты сельского хозяйства, фермеры, представители ЛПХ. Скучно не было - вопросов оказалось много больше, чем ответов. Жителей сел и хуторов, районных центров очень интересовали, в частности, перспективы возможного развития мелиорации. По этому поводу высказался заместитель министра сельского хозяйства Василий Иванов:
Он заявил, что на строительство мелиоративных объектов в прошлом году из федерального бюджета было выделено 200 млн рублей. Из областного - 29 млн. После многих лет - это беспрецедентные суммы на развитие мелиорации в области, - подчеркнул при этом чиновник. В этом году 70 млн рублей также заложены на эти цели в региональном бюджете. Планируем подтянуть еще около 50-70 млн из бюджета федерального. Также в рамках программы развития мелиорации сельхозпроизводителям возмещаются затраты на электричество, которое они тратят на производство овощных и кормовых культур на орошаемых землях. На производство кормовых культур – компенсируем 100%, овощных – 15% затрат. Конечно, - сказал замминистра, - всех проблем отрасли не решить за пару лет, они копились десятилетиями. Но есть понимание, что орошаемое земледелие необходимо развивать. И власть всячески готова этому содействовать.
Понимание - это, конечно, хорошо. А то, что «власть всячески готова способствовать» - это просто здорово. Но восторг исчезает по мере знакомства с данными Контрольно-счетной палаты региона по итогам аудита эффективности работы гидромелиоративного комплекса Волгоградской области, использования бюджетных средств, направленных на эксплуатацию и ремонт оросительных систем. По результатам аудита сделаны весьма поучительные выводы.
Так, площадь орошаемых земель на территории Волгоградской области ежегодно уменьшается. За последние десять лет она уменьшилась в 1,5 раза. Причем площадь фактически поливаемых земель на начало 2010 года составляла всего 37,5% в общей площади земель регулярного орошения (в 4,3 раза меньше, чем в 1993 году). При этом, несмотря на ежегодное сокращение и невостребованность имеющихся орошаемых земель, на эксплуатацию и ремонт гидромелиоративного комплекса Волгоградской области направляются значительные бюджетные средства и средства водопотребителей.
В связи с этим имущество гидромелиоративного комплекса Волгоградской области, а также бюджетные средства, выделяемые на его содержание, используются недостаточно эффективно. Ежегодно средства федерального и областного бюджетов направляются на содержание и ремонт фактически неэксплуатируемого гидромелиоративного имущества. КСП отмечает, что в проверенном периоде не эксплуатировалось более 240 объектов (34% от количества объектов, переданных ФГУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» на эксплуатацию), находящихся в областной собственности, причем отдельные объекты не эксплуатировались в течение длительного периода времени (более 10 лет).При этом на их содержание и ремонт за счет средств областного бюджета в 2008-2010 годах направлено 41 млн. руб., что в соответствии со статьей 34 БК РФ является неэффективным использованием бюджетных средств.
Основными причинами неиспользования земель регулярного орошения и гидромелиоративного имущества является отсутствие сельхозтоваропроизводителей, заинтересованных в выращивании сельскохозяйственной продукции на орошении, дробление орошаемых земель на паи, массовое хищение трубопроводов, неисправность насосных станций и оросительной сети, отсутствие линий электропередач, дождевальной техники. Ещё одной из причин неиспользования орошаемых земель являются высокие тарифы на электроэнергию.
Инвентаризацией, проведенной палатой, была установлена недостача трубопроводов балансовой стоимостью 37,7 млн. руб. в Городищенском муниципальном районе и 12 скважин балансовой стоимостью 1,4 млн. руб. в Чернышковском муниципальном районе. Общая стоимость всего областного имущества, похищенного в 6 муниципальных районах области, в которых проводились проверки, и отнесенного на недостачи, на 01.01.2010 составляла 296 млн. рублей.
Стоимость услуги по подаче 1 куб. метра воды каждым филиалом ФГУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» рассчитывалась самостоятельно. При этом какие-либо нормативные документы, письменные рекомендации и инструкции, определяющие методику расчета стоимости этих услуг, отсутствовали, в результате в 2008-2010 годах отсутствовал единый подход к формированию стоимости услуг по подаче воды. Например, размер плановых накоплений в расчетах стоимости услуг по подаче 1 куб. метра воды, в том числе на электроэнергию, составлял от 2% до 20% и устанавливался директорами филиалов самостоятельно. Расчеты установленных размеров плановых накоплений не производились и не обосновывались
Кроме того, на территории Волгоградской области не были урегулированы вопросы применения оросительных норм при поливе сельскохозяйственных культур, в том числе не были уточнены в случае применения капельного орошения. Ситуация, когда фактический полив 1 га орошаемых земель не соответствовал оросительным нормам, применяемым при заключении договоров, могла свидетельствовать о переполиве земель, а также в отдельных случаях о несанкционированном заборе воды. Кроме того, несоблюдение оросительных норм приводило к дополнительным затратам сельхозтоваропроизводителей на электроэнергию, и в случае если такие сельхозтоваропроизводители являлись получателями субсидий на компенсацию части затрат за электроэнергию, используемую для орошения, то это соответственно приводило к дополнительным расходам областного бюджета.
Еще один из выводов: коэффициент полезного действия оросительной сети в трех проверенных филиалах ФГУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» в большинстве случаев был значительно ниже установленного СНиПом (не менее 0,8), что приводило к значительным потерям воды и неэффективным расходам средств на электроэнергию.
Между тем, как подчеркивается в материалах аудиторской проверки, ежегодное валовое производство овощей и бахчевых культур, выращиваемых на землях регулярного орошения, превышает их фактическое потребление населением Волгоградской области, причем это превышение из года в год растет. Так, если в 2005 году производство овощей и бахчей превышало их потребление на 373 тыс. тонн, или в 1,9 раза, то уже через пять лет году превышение составило 614 тыс. тонн, или в 2,5 раза.
В связи с этим, приходят к выводу эксперты, ежегодно увеличивается вывоз за пределы Волгоградской области овощей и продовольственных бахчевых культур, и сейчас он составляет более половины произведенной продукции. Одной из основных причин данной ситуации является дефицит собственных перерабатывающих предприятий и существующих емкостей овощехранилищ. Так, ежегодно в сельскохозяйственных предприятиях на начало года имеются значительные остатки нереализованных овощей. При этом большая часть овощей и бахчей выращена на землях регулярного орошения за счет привлечения значительных бюджетных средств.
По результатам аудита администрации области было рекомендовано провести комплексную инвентаризацию имущества гидромелиоративного комплекса, являющегося областной собственностью, в целях определения объектов, подлежащих консервации, списанию из-за невозможности использования, либо возможной реализации, а также объектов, требующих минимальных затрат на восстановление, либо имеющих особую значимость для сельхозтоваропроизводителей области.
В прошлом году по заказу комитета по управлению государственным имуществом администрации области ГУП «Волгоградское областное архитектурное - планировочное бюро» была проведена техническая инвентаризация объектов гидромелиоративного комплекса, находящихся в собственности Волгоградской области. В течение 1 квартала 2012 года комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию совместно с ГУ «МАЦ «Строитель» должны были быть приняты управленческие решения по дальнейшему использованию отдельных гидромелиоративных объектов (в зависимости от их технического состояния).
Кроме того, в целях установления на территории Волгоградской области единого подхода к формированию стоимости услуг по подаче воды водопотребителям области ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» с учетом рекомендаций ФГУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» были разработаны методические указания по расчету стоимости этих услуг для сельскохозяйственных и иных водопотребителей.
Но об этом представители министерства сельского хозяйства в «ходе прямой линии» ничего не сказали. И, видимо, не потому, что не спрашивали. Зная о том, что на сегодня все министерства и ведомства получили установку любую информацию о делах и планах, имеющих положительную тенденцию, начинать со слов по инициативе губернатора Сергея Боженова», рискнем предположить: положительные тенденции в решении этих наболевших проблем просто отсутствуют. А ведь сегодня важно не столько «выбить» деньги из бюджета и громко заявлять об этом, сколько эффективно их использовать. Разумеется, здесь не имеется в виду использование служебного положения в корыстных целях. Хотя, судя по выводам КСП, «роспил» в мелиоративном комплексе Волгоградской области не такая уж и большая редкость. Ладно, не буем категоричны и скажем так: не была такой уж и большой редкостью. Что будет дальше - при возрастающих объемах бюджетного финансирования - лучше не загадывать.