Правозащитники объявили бойкот

Министерство юстиции РФ обещает принять меры в отношении некоммерческих организаций (НКО), финансируемых из-за рубежа и не желающих при этом регистрироваться по новому закону в качестве "иностранных агентов": для начала их деятельность приостановят, а в случае повторного отказа подвергнут уголовному преследованию. Однако правозащитники заявили, что, несмотря на это предостережение, будут бойкотировать закон - они не планируют отказываться от грантов, но и добровольно регистрироваться в реестре организаций-"агентов" не намерены.
 
Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе Минюста, первоначально деятельность НКО, не выполнившей требование закона, решением уполномоченного органа приостановят на срок не более шести месяцев. Ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных для НКО, выполняющих функции иностранного агента, будет установлена Уголовным кодексом РФ, отметил представитель ведомства.
 
Президент Владимир Путин подписал утвержденный Госдумой и Советом Федерации закон в конце прошлой недели. Положение вступит в силу через 120 дней после официального опубликования указа.
 
Как отметили в пресс-службе Минюста, в случае приостановления деятельности НКО она теряет право учредителя СМИ, ей также запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам. После устранения нарушения НКО разрешат возобновить свою работу. В противном случае будет возбуждено уголовное дело.
 
Согласно новому закону, НКО, получающая финансирование из-за рубежа и участвующая при этом в политической деятельности, должна в обязательном порядке получать статус "иностранного агента" и попадать под более жесткий финансовый и иной контроль со стороны государства.
 
Если же НКО-"агент" злостно уклоняется от выполнения условий закона, ее представителям будет грозить штраф в размере до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 480 часов. Кроме того, предусмотрено и более суровое наказание - исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух лет.
 
Создание НКО, которые будут побуждать граждан "к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний", будет караться штрафом до 200 тысяч рублей, либо ограничением свободы до трех лет, либо принудительными работы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Аналогичное наказание будет грозить за руководство такой организацией.
 
За создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением грозит штраф до 300 тысяч рублей, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок.
 
В связи с подписанием нового закона и предупреждением Минюста о санкциях некоторые представители российских НКО заявили о его бойкоте. Они отмечают, что вынуждены получать иностранные гранты, так как российское государство и отечественный бизнес не хотят финансировать независимый гражданский сектор.
 
"Очевидно, что отказываться от грантов мы не намерены. Добровольно регистрироваться в реестре организаций, исполняющих функции зарубежных агентов, мы также не намерены", - сказал "Интерфаксу" в среду один из руководителей центра "Мемориал" Олег Орлов.
 
"Мы разрабатываем свои возможные шаги и возможные ответы. Мы обсуждаем с нашими коллегами из Москвы и регионов возможные солидарные действия. Все конкретика будет позже. Тем более, подзаконных актов, которые будут регламентировать действие закона, еще нет", - отметил он.
 
Похожую позицию высказал и другой правозащитник, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. "Они нас пугают. Ничего другого мы не ожидали. Только не понятно, почему Минюст решил сейчас нас напугать - почему не дождались вступления закона в силу и появления подзаконных актов", - заявил Пономарев "Интерфаксу".
 
"От того, что мне лишний раз пригрозили пальцем, моя позиция не изменится. Я вынужден не исполнять закон, я вынужден продолжать получать гранты. Я буду правовым образом защищаться, я буду обращаться в суд, в Конституционный суд, Европейский суд по правам человека", - сказал правозащитник. Пономарев подчеркнул, что сочетание "иностранный агент" звучит оскорбительно, он им не является и регистрировать свое движение в этом качестве не будет.
 
Пономарев заявил, что получает гранты из трех американских фондов, но не является представителем интересов США, и опасается, что произойдет крупный международный скандал, если Минюст решит зарегистрировать движение "За права человека" как "американского агента".
 
В минувшую субботу заявления по этому поводу сделали и другие правозащитники. Так, член совета "Мемориала", глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина заявила "Интерфаксу", что будет бойкотировать закон об НКО и готова судиться. "При всех попытках принудить нас добровольно идти на гильотину мы будем судиться, надеемся выиграть. Если мы проиграем в наших судах, мы обратимся в Конституционный суд, а дальше будем обращаться в Европейский суд по правам человека", - сказала правозащитница.
 
Заместитель руководителя московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина сообщила "Интерфаксу", что ее организация регистрироваться в качестве "иностранного агента" не будет. "Нас и так все считают иностранным агентом. Если серьезно, то представительства международных организаций и так, по факту, являются иностранными организациями. Дополнительной регистрации не потребуется. Что касается усложнения отчетности, возможности всевозможных проверок - все это касается и нас", - сказала она.
 
Старейшая в России правозащитная организация, Московская Хельсинкская группа, заявила, что не хочет называться "иностранным агентом", отказывается от западных грантов и готовится к сокращению проектов и штатов. Глава МХГ Людмила Алексеева сообщила, что организация разрабатывает схему сбора пожертвований в интернете. По ее словам, она лично собирается продать свою коллекцию гжельского фарфора и художественные альбомы, чтобы добыть деньги для МХГ. "Какое-то время мы продержимся. Но от каких-то программ - просветительских и мониторинговых - мы откажемся, они затратны", - отметила Людмила Алексеева.  



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий