Вертикаль власти не сработала в Крымске не потому, что она "вертикаль", и даже не в силу известной недобросовестности составляющего ее персонального материала. Она не сработала потому, что создавалась для решения совсем иных задач.
Вертикаль власти стала создаваться в начале 2000-х, когда главной проблемой было установление стабильности в стране. В тех условиях это означало погашение идущих снизу вверх дестабилизирующих возмущений, обеспечение лояльности регионов, восстановление управляемости со стороны центра и создание в стране единых правил экономической и бюрократической жизни. То есть, речь шла о создании системы прохождения и исполнения команд сверху вниз.
При этом, поскольку предполагалась именно вертикальная подчиненность, то и судьба носителей власти в регионах была исключительно в руках власти, находящейся сверху. Они несли ответственность только перед вышестоящим начальством, а не перед собственным местным населением. Так оттачивалось, в общем-то, неизбежное действие по инструкции и по команде. Причем, не по общей команде: "действуй", а по расписанной: "делай первое, делай второе, делай третье".
Такие системы в ряде случаев очень неплохи – они действительно могут решать те задачи, на которые сориентированы, и по поводу методов решения которых есть четкое согласование. Они могут также решать и нестандартные задачи, если есть общая установка – какова цель, на что в итоге нужно ориентироваться и к чему стремиться. То есть, когда есть общая понятная стратегия.
Они могут четко срабатывать и в форс-мажорных обстоятельствах, если имеют "банк вариантов действия". В армии на этот случай командиры частей знают, что делать: "По полученному сигналу вскрыть соответствующий пакет". Например, по сигналу "Ольха" вскрыть пакет номер 17. Пакет вскрывается. Там лежит расписанный приказ со штабной разработкой: "Вторая и третья дивизии выдвигаются в район села Ивановка и образуют заслон для возможной атаки с фронта. 15-й и 16-й полки осуществляют их фланговое прикрытие. Седьмая и восьмая механизированные бригады переходят государственную границу и начинают движение по территории приграничного государства. В течение первых 30 минут обеспечить... В течении вторых – продвинуться. В течение второго часа – соединиться. Через час – охватить полукольцом приграничный город соседнего государства". Кстати, даже 22-23 июня 1941 года многие советские дивизии и корпуса, вскрыв такие пакеты и выполнив все задания, опрокидывали немецкие части.
Но такие пакеты имеются тогда, когда их адресат для того и существует, чтобы именно эти задачи выполнять. Российская вертикаль власти в принципе форс-мажорных задач не имела. Ей ставилась задача "обеспечить спокойствие и распоряжения вышестоящих инстанций". При этом, если нужно для обеспечения спокойствия, законы можно и не исполнять. То есть, на форс-мажор, на мобилизацию такая система вообще не рассчитана. Что и показали пожары, которые охватили страну два года назад.
Противостоять природному катаклизму вертикаль власти способна примерно так же, как отражать нашествие марсиан. Чтобы она была готова противостоять наводнению, нужно либо ежемесячно ей твердить: "Скоро будет наводнение, готовьтесь!", либо чтобы недавно было наводнение в соседнем регионе – и было известно, что все местное начальство после него пересажали.
Системы подобного рода действуют по принципу: решать проблемы по мере их возникновения, а в остальном – заниматься текущими делами.
Маршал Жуков в своих мемуарах вспоминал, что 21 июня 1941 года Сталин позвонил на Украину Хрущеву, который там был первым секретарем ЦК Компартии, и спросил, как обстоят дела – имея в виду ситуацию на границе. Хрущев бодро отрапортовал: "Все спокойно! Виды на урожай хорошие!". Сталин бросил трубку и выругался.
Если тебе десять лет ставилась задача "гасить возмущения населения и обеспечивать стабильность", ты уже не можешь мобилизоваться в случае другой опасности. Ты и психологически на это не настроен, и просто не знаешь, что делать. И даже при поступлении сигнала о стихийном бедствии либо будешь проводить совещание о том, как его предотвратить, либо начнешь панически метаться.
Кстати, как оказалось, не только в Крымске, но и в мегаполисах, включая Москву, просто отсутствует система оповещения об угрозе катастрофы. Кто видел на улицах столицы громкоговорители? Кто слышал, как служба гражданской обороны проверяет действие квартальных аварийных сирен? Хотя все это должно существовать и действовать.
Беда не в том, что вертикаль власти вертикальна: власть должна иметь вертикальное измерение. Беда в том, что она инструктивна и не ориентирована на развитие и мобилизацию. Она вообще не способна на опережающее действие. В ней нет азарта. Ей ставится задача – стоять на месте и обеспечивать статус-кво. Точнее – его не нарушать. Но когда его что-то нарушает помимо ее воли, она не знает, что ей делать, в отличие от многократно раскритикованной мобилизационной системы. То есть системы, работающей на развитие, для которой наводнения, землетрясения, вторжения марсиан, захваты театральных центров террористами – это вызов, на который она всегда готова ответить.
Потому что ее задача – не "прогибаться под изменчивый мир", а прогибать его под себя. При любом форс-мажоре систему стабильности охватывает временный паралич, а система развития испытывает азарт. Первая всегда ждет распоряжений сверху, вторая – всегда действует сама.
Система стабильности во многом была необходима России после авантюр 90-х. Но она не стала системой стабильного развития, стабильной мобилизации. Она не может вести страну вперед. Она гасит и тормозит любое живое движение. Она вообще не способна реагировать на вызовы, которых по причине отсутствия развития будет все больше.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ,
доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки