Конечно, не все они там чем- то машут, разгоняя облака, но…

Представители старшего и среднего  поколения должны помнить разухабистую песню, исполнители которой с особым удовольствием напевали такие слова: «Мы не сеем и не пашем, а валяем дурака / с колокольни ***машем - разгоняем облака». Все, конечно, понимали, что слова «сеем и пашем» относились отнюдь не только к людям труда на матушке-земле, а ко всем, кто конкретное дело делал. А кто не делал - тот, в представлении народа,   махал (чем махал - говорить не будем, так что сами рифму подберите) и разгонял облака. Фигура речи, так сказать.
 
А ирония  людей, песню сочинивших и  исполняющих, адресовалась в большей части чиновникам, которых, на взгляд людей конкретного труда, было в те времена  много больше, чем того требовалось. Напомним, что Госаппарат в СССР в 1982 г. насчитывал 2,5 млн человек. Сегодня, 30 лет спустя, по данным статистики, численность аппарата в стране по имени Россия  - более 1,6 млн человек. Если же суммировать депутатов всех уровней, сотрудников региональных отделений министерств и ведомств, администрации регионов, штаты контролирующих организаций, получится около 6 миллионов. Конечно, не все они там чем-то «машут, разгоняя облака», но вопросов много.
 
Недавно в Совет Федерации были представлены материалы, необходимые для обсуждения проекта бюджета страны на три ближайших года. И стало очевидным: после того как Владимир Путин и Дмитрий Медведев вновь поменялись местами, штаты администрации президента и правительственных структур пошли в рост. Есть сведения, что после рокировки первых лиц госаппарат вырастет на 916 человек.
 
Поменявшись местами, Путин и Медведев при этом не поменялись аппаратами - каждый забрал с собой свой. В администрации президента появились новые управления, дублирующие структуры правительства. Бывшие министры, привыкшие к гигантизму штатов, став помощниками и советниками президента, не захотели довольствоваться разумным минимумом. Медведев, став премьером, тоже не собирался отставать. На 112 человек увеличились штаты Минрегиона, добавилось Министерство по Дальнему Востоку.
 
На содержание органов госвласти только из федерального бюджета в 2011г. было выделено 844 млрд рублей (около $29,5 млрд). Подсчитано, что примерно столько же на аналогичные цели потратили США - $31,2 млрд. Однако есть одно но - население Штатов больше нашего вдвое. Что до ВВП, то в прошлом году в США он составил $15,2 трлн, наш - $1,8 трлн. Растет в России не только число чиновников, но и их зарплаты.
 
В  конце 1990-х в стране была провозглашена административная реформа, имевшая целью повысить эффективность работы чиновничества при уменьшении расходов на его содержание. Мысль была такая: сократив лишних, получить энную сумму денег и распределить ее между оставшимися. Сделали. Но, увы и ах: значительное повышение зарплат никак не сказалось на качестве работы аппарата, сокращения персонала окончились раздуванием штатов, а россияне все так же негативно относятся к чиновникам.
 
В этом вопросе российское общество абсолютно единодушно: невысокое мнение о чиновниках присуще всем слоям и группам населения в равной мере, констатирует ВЦИОМ. Вывод экспертов таков: процент россиян, считающих российских госслужащих неэффективными и крайне неэффективными (около 58%), не меняется почти 20 лет.
 
Народное мнение правильно отражает факты. Всемирный банк, который с 1996 г. измеряет качество государства в 212 странах, подтверждает выводы россиян: по эффективности правительства Россия набирает только 41,6 балла, а, к примеру, Дания — 100, Норвегия — 98, США — 93. По качеству госуправления мы сильно отстаем от всех стран с сопоставимым подушевым доходом. Россия в рейтинге качества государства находится на уровне Лесото, Перу и государства Науру.
 
За 20 лет в России произошло много перемен - мы пережили несколько кризисов, радикальные политические и экономические реформы, периоды бедности и благополучные годы. Только качество госуправления оставалось низким. Раньше главным аргументом была бедность: дескать, станем такой же богатой страной, как Норвегия, будут у наших чиновников такие же зарплаты, тогда и государство у нас будет так же эффективно работать. А пока - извините.
 
Но со временем стало очевидно: как ни богатеет Россия, на качестве государства это никак не отражается. Средняя зарплата чиновника норвежского правительства сейчас 400 000 крон в год, из которых 25% уходит на налоги. Оставшаяся сумма примерно эквивалентна зарплате 120 000 руб. в месяц. Для сравнения: среднемесячная начисленная зарплата сотрудника аппарата правительства РФ сейчас составляет 104 280 руб. Не такая уж большая разница. Так почему российские чиновники не делают свою работу так же хорошо, как норвежские?
 
Качество государственного управления не зависит от уровня доходов страны и от уровня доходов самих госслужащих, объясняет Всемирный банк. Анализ временных рядов на десятилетнем отрезке по 212 странам показал, что зависимость совсем другая: богатство и процветание страны следуют за улучшением качества управления, а не наоборот.
 
Надо полагать, этот вывод носит обобщающий характер и его вполне можно будет примерить на уровень региональной власти. Впрочем, об этом разговор отдельный. Скоро в Волгограде, как и в других столицах регионов ЮФО, станут известны контрольные цифры проектов бюджетов на предстоящие три года. Сопоставим их, и станет ясно: приведенная выше статистика и динамика цифр есть частность  или вертикально - интегрированная норма для тех, кто не сеет и не пашет - в том самом, заявленном в начале этой публикации, смысле.



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий