Россия действительно удивительная страна. И российское общество действительно поражает своей способностью к выживаемости и сопротивлению, в том числе – интеллектуальному. Двадцать лет оно находится в условиях сильнейшего антипросветительского прессинга. Двадцать лет людей приучают к любой иррациональности – от адептов "нового политического мышления" до экстрасенсов, от "пророков" ЕГЭ до передач НТВ – а они все же продолжают верить ученым и учителям. Причем, доверие к учителям продолжает расти, несмотря на все попытки всех министров образования и науки его убить.
Впрочем, в случае дальнейшего триумфального шествия ЕГЭ разве что окончившие школу до 1985 года будут знать, где находится Сирия, где Ливия, а где – Боливия. То есть, российское образование достигнет уровня американского, а в Америке даже не каждый президент знает, чем Грузия отличается от штата Джорджия. Кстати, злые языки утверждают, что недавно на одном из правительственных совещаний российский министр образования Дмитрий Ливанов попросил уточнить, где расположена Сирия – в Африке или в Азии. Возможно, ничего подобного не было и это просто злая шутка про министра, но показательно, что она вообще появилась.
Недавно ВЦИОМ провел очередной социологический опрос, предложив респондентам ответить, кому из представителей списка приводимых профессий они доверяют, а кому нет. В списке были названы ученые, учителя, военные, врачи, священники, журналисты, работники госорганов, предприниматели (бизнесмены), полицейские, политики. Самый высокий балл доверия получили ученые, самый низкий – политики. Ученым доверяют две трети граждан – 66 %, а политикам одна пятая часть – 20 %.
Можно предположить, что в глазах граждан профессиональное занятие политикой не ассоциируется ни с наукой, ни с научным управлением. Это, кстати, перекликается с известными цифрами опросов, показывающими, что, по мнению большинства граждан, у власти нет сегодня внятной концепции проводимой политики, и она больше руководствуется ситуативными решениями. При этом недоверие ученым выразили 13 % опрошенных, а политикам – 53 %.
Вообще весь список можно разделить по разным критериям. Если говорить лишь о сегодняшнем уровне доверия, то на основании представленных данных можно выделить четыре группы. Первая – те, кому доверяет явное большинство, более 50 %. Вторая – те, у кого число доверяющих явно больше числа не доверяющих. Третья – те, у кого показатели доверия примерно равны показателям недоверия, но при этом за ними есть более трети им доверяющих. И четвертая – те, кому большинство явно не доверяет.
Тогда в первую, высшую группу попадают, как было сказано выше, ученые – 66 % доверия, учителя – 63 %, военные – 57 %, врачи – 54 %. Это те представители профессий, кому общество не перестает доверять, несмотря на то, что у них низкое материальное положение и невысокий общественный статус. Причем, в наихудшем материальном положении сегодня находятся ученые, которым общество доверяет больше всех, может быть, именно потому, что те продолжают заниматься своим делом, несмотря на его не прибыльность.
Вторая группа включает в себя священников – доверие 50 %, недоверие 25 %. Причем, нужно отметить, что за последние два года первый показатель для этой категории упал с 65 %, а второй, наоборот, вырос почти вдвое – с 14 %. Кроме священников в эту группу "частичного доверия" никто не попадает.
Третья группа - это колебания доверия и недоверия. Ее возглавляют "герои нашего времени" – журналисты. Им доверяют 37 % граждан и не доверяют почти столько же – 32 %. Примерно такое же соотношение доверия и недоверия к ним было зафиксировано и два года назад. Журналисты, как и священники, одиноки в своей группе.
И наконец, группа общественного недоверия. В ней лидируют по положительным показателям работники государственных органов – им доверяет 23 % граждан, и не доверяет 52 %. Еще ниже стоят предприниматели – всего 19 % доверия. Поэтому когда сетующие на "уход бизнеса из России", "необходимость за каждую подпись давать взятку" и прочие легенды о коррупции пытаются привлечь на свою сторону общество, у них это не получается. Нет у людей сочувствия к тем, у кого "вымогают", и нет возмущения теми, кто "берет взятку".
Кто берет – понятно: чиновник. От него и так никто не ждет ничего хорошего. Но берет чиновник взятку у бизнесмена. Этому общество доверяет еще меньше. То есть, от чиновника гражданин не ждет хорошего, и от бизнесмена заведомо ждет только плохого. Поэтому, с его точки зрения, если чиновник ущемляет бизнесмена, то он делает хорошее дело и заслуживает, хотя и не очень большой, но благодарности. Картина неприятная, но она такая, какая и есть.
Практически в одном ряду с предпринимателями оказываются полицейские. Им, кстати, доверяют все же чуть больше, чем бизнесменам – 22 % опрошенных граждан, но и не доверяют тоже чуть больше – 52 %. За последние два года уровень доверия к "полиционерам" немного вырос – с 20 % до 22 %, а уровень недоверия снизился с 55 % до 52 %. Ну, и абсолютные аутсайдеры общественного доверия – политики. Им не доверяют 53 % граждан.
Обращает на себя внимание своего рода поляризация списка. Наверху – "мудрецы", "наставники", "воины" и "лекари", которым верит явное большинство. Внизу – "чиновники", "торгаши", "стражники" и "тщеславцы" (тимократы по Платону), которым явное большинство не доверяет. Между ними – "жрецы" и "демагоги", которым кто-то верит, а кто-то нет: говорят красиво, но не понятно – правда это или ложь.
Некоторые из этих оценок вполне заслуженны, некоторые – возможно субъективны. Радует, что, несмотря ни на что, люди верят представителям первых четырех профессий. Неплохое положение и у священников: только 25 % недоверия в 21 веке – это очень хороший показатель. Журналистам же нужно задуматься. Слишком много оснований видеть в них сегодня не людей, которые информируют общество о происходящих событиях, а сугубо предвзятых и экзальтированных пропагандистов, всегда готовых принести объективный анализ в жертву собственным политическим интересам или установке учредителей издания. Прошедшая протестная зима это явно показала.
Вряд ли лучших оценок могли бы ожидать работники госорганов и полицейские. Хотя бы потому, что те же журналисты создают им слишком негативный образ. Низкое доверие в "бизнесменам" просто естественно и имеет и исторические, и экономические корни. Что бизнесмен при прочих равных почти всегда жулик – в этом уверены многие граждане.
Ну, а политики... Если профессиональная группа, которая по определению должна черпать свои возможности и власть из доверия народа этим доверием в принципе не пользуется, и обладает самым низким уважением в обществе – значит, ее представители, как минимум, профессионально не пригодны. Тем более те из них, кто совмещает два самых непопулярных занятия – политику и бизнес.