Закон о создании Росфинагентства поступит в Госдуму в сентябре, а само агентство должно начать действовать уже в начале 2013 года. Первоначально предполагалось, что это будет госкорпорация, но потом решено было сменить статус агентства на федеральное ведомство. Оно будет управлять деньгами суверенных фондов России – Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда, госдолгом, а также распоряжаться свободными средствами бюджета. Сейчас эти функции разделены между Минфином, Центробанком и Внешэкономбанком.
Однако не это главное – Росфинагентству развяжут руки, и оно получит возможность вкладывать деньги ФНБ (до 50 %) и Резервного фонда в акции российских и зарубежных компаний. Сейчас средства фондов вкладываются только в высоконадежные гособлигации с самым высоким рейтингом, поэтому они не приносят доходов, но зато и риска потерять деньги практически нет. Такое правило установил "отец-основатель" резервных фондов, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Теперь "копилку Кудрина" чиновники решили вытряхнуть на мировой фондовый рынок, и чем это закончится – непонятно.
Возможность вкладывать деньги фондов в акции на бирже уже предусмотрена и Бюджетным кодексом, и правилами управления фондами, которые утверждены правительством. Однако пока это "спящая" возможность, и Росфинагентство, начав работать в следующем году, разбудит "спящие" деньги финансовых резервов страны.
Между тем, даже западные суверенные фонды, которым разрешено вкладывать средства в акции, несмотря на большой опыт работы, постоянно теряют деньги на рынке. Например, в 2009 году норвежский суверенный фонд GPFG понес 23-процентные убытки по своим инвестициям, потеряв 90 млрд. долларов, что свело на нет всю его прибыль за предыдущие 12 лет существования. А на днях два наиболее крупных суверенных фонда Нидерландов ABP и PGGM, инвестировавшие средства в акции Facebook, потеряли сотни миллионов евро на неожиданном падении стоимости акций социальной сети.
Что уж тут говорить о российском фондовом рынке, на котором, по словам того же Сторчака, "отсутствует культура оценивания работы управляющих, и на ее формирование потребуется еще как минимум пара лет". Так что доверять им деньги из государственной "заначки" – затея весьма рискованная.
Однако дело не ограничится лишь фондовым рынком: как сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в законе об инвестировании средств ФНБ будет предусмотрена возможность покупки акций приватизируемых госкомпаний.
В ближайшие три года Резервный фонд предполагается пополнить нефтегазовыми доходами на 2,32 трлн. рублей, при этом в прошлом году доходность от размещения средств фонда в Банке России составила лишь 1,8 % годовых, а Фонда национального благосостояния еще меньше – 1,75 %, подсчитали в Счетной палате России (СП). Правда, доходность размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке составила 5,56% годовых, но это все равно значительно ниже уровня инфляции в размере 8,8 %. То есть, деньги фондов, "спящие" на счетах, с каждым годом тают.
Беспокойство Счетной палаты вызывает и наращивание госдолга: в ближайшие три года объем расходов на выплату процентов по долгам бюджета составит более 1,61 трлн. рублей. В итоге к 2015 году расходы превысят показатель текущего года в 1,6 раза и окажутся больше ассигнований на межбюджетные трансферты общего характера или на образование, подсчитали в СП.
Зампредседателя СП Валерий Горегляд также отметил, что бюджетные средства продолжают накапливаться на счетах в федеральном казначействе, то есть государство занимает деньги, которые у него и так есть, и которыми оно при этом не слишком эффективно управляет. Кроме того, по его словам, нецелесообразно проводить масштабные заимствования при параллельном накоплении в суверенных фондах нефтегазовых денег, если доходность по ним значительно ниже ставки займов.
Еще одной проблемой заместитель председателя Счетной палаты считает накопленный долг российских регионов, который в нынешнем году достиг почти 1,17 трлн. рублей, а за два года рост составил почти 30 %. Как сообщил Горегляд, госдолг увеличился у 62 регионов, при этом почти четверть от его объема приходится на кредиты коммерческих банков. Поэтому постоянно растут и региональные расходы на обслуживание долгов, и в случае кризиса у них может просто не оказаться на это денег – регионы станут банкротами.
Кроме того, СП тревожит рост внешнего корпоративного долга России, который, согласно оценке Центробанка, с начала года вырос на 7,3 % и достиг 585 млрд. долларов, что превышает размер международных резервов России на 13,8 %. Но если не учитывать средства суверенных фондов, которые составляют львиную долю резервов, то превышение долга достигнет почти 60 % – на 217 млрд. долларов, что в условиях грядущего мирового кризиса тоже весьма опасно для страны.
Теперь всеми этими проблемами будет заниматься одно ведомство – Росфинагентство. С одной стороны, это упрощает управление и делает его гораздо более оперативным, чем разделение функций аж три госструктуры. Но с другой стороны, по закону финансового рынка, очень рискованно "складывать все яйца в одну корзину". А самое главное, совершенно непонятно, зачем нужно создавать новую госструктуру. Для повышения эффективности управления международными резервами достаточно лишь внести изменения в ежегодную денежную программу и прочие документы Центробанка, определяющие вектор проводимой денежно-кредитной политики.