На днях Минэкономразвития представило правительству прогноз социально-экономического развития России на 2013-2015 годы, в котором чиновники обнаружили новый фактор роста экономики страны – ухудшение демографии. По их прогнозу, снижение численности трудоспособного населения России за счет низкой рождаемости и высокой смертности обеспечит занятость, рост зарплат и повышение спроса в экономике. При этом экономисты из правительства считают, что конкуренция работодателей за работников, число которых будет неуклонно уменьшаться, может стать драйвером роста российской экономики на долгие годы.
Подобные идеи совсем не новы. Не далее, как в середине июня то же самое предлагала России команда аналитиков "русской службы" американских Bank of America и Merrill Lynch во главе с Владимиром Осаковским. По их мнению, снижение численности населения – это вовсе не катастрофа, а наоборот, благо для страны. Благодаря этому уже к 2020 году Россия перейдет в разряд развитых стран: у нас будут высокие зарплаты, низкая инфляция и стабильный экономический рост, а средний класс станет поистине "европейским". Дескать, дефицит рабочей силы подстегнет рост зарплат, сокращение издержек компаний и запустит модернизацию производства.
Видимо, чиновники Минэкономразвития так прониклись этой радужной картиной будущего России, что взяли идею западных аналитиков на вооружение в своем официальном прогнозе. Конечно, если половина населения страны вымрет, то оставшимся денег достанется больше: об этом, помнится, говорила еще Маргарет Тэтчер, которая считала, что России достаточно 60 млн. населения для обслуживания "трубы", а остальные – лишние рты.
"В последнее время появилось несколько подобных "аналитических докладов", которые дают прогнозы на период двух гипотетических президентских сроков Владимира Путина – до 2020 года, – говорит гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин. – Подобные прогнозы от статусных зарубежных аналитиков не редкость, они, как правило, подкрепляют стратегические решения российской власти, которые потом реализуются. Фактически, такие доклады поддерживают контргосударственный, космополитический курс, который снижает геополитический потенциал России. И доклад аналитиков Bank of America и Merrill Lynch вполне вписывается в их число".
Предпосылки прогноза Минэкономразвития, опубликованного агентством "Финмаркет", таковы: к 2012 году объем экономики достиг предкризисного уровня, на этом этапе факторы, которые помогли экономике в 2010-2011 годах быстро восстановиться, полностью себя исчерпали. Безработица в начале лета достигла рекордно низких 5,4 %, при этом "демографические тенденции" снижения обостряют дефицит рабочей силы на рынке, и наращивать занятость компании больше не могут.
Уровень загрузки промышленных мощностей достиг предкризисных значений, и предприятия не смогут найти свободные мощности даже в случае роста спроса. К тому же, внешний спрос на российскую продукцию вряд ли будет повышаться – рост мировой экономики замедлился, и увеличения российского экспорта в ближайшие три года ждать не стоит.
Поэтому даже высокие мировые цены на нефть экономике России не помогут, по причине ограниченных производственных мощностей и стабилизации добычи. А вся экспортная выручка будет лишь генератором оттока капитала из страны. На бюджетные расходы как драйвер роста рассчитывать также не стоит: с 2012 по 2015 годы они сократятся на 8 % в реальном выражении.
Отсюда чиновники делают вывод: у России остается единственный фактор роста – сокращение рабочей силы из-за низкой рождаемости и высокой смертности. Рабочая сила, то есть число людей в трудоспособном возрасте, будет сокращаться. Достигать этого возраста будут малочисленные поколения 1990-х годов, а многочисленные послевоенные поколения начнут выходить на пенсию. В результате к 2015 году численность населения в трудоспособном возрасте сократится на 3,9 млн. – до 83,5 млн. человек. Соответственно, будет сокращаться и численность занятых: с 69,5 млн. в этом году, до 68,8 млн. человек в следующем.
Тогда, по прогнозу чиновников, у компаний просто не будет выбора: конкуренция за работников вырастет и придется постоянно увеличивать зарплаты, а также инвестировать в повышение производительности труда. Прирост реальных зарплат увеличится с 3,7 % в 2013 году до 5,9 % в 2014-2015 годах. Этот рост поддержит повышение зарплат бюджетников, которое предусмотрено в планах правительства и предвыборной программе президента Владимира Путина.
В итоге рост реальных денежных доходов населения с 2013 по 2015 годы составит 14,9 %. В результате внутренний спрос, который тащит на себе российскую экономику, тоже вырастет с нынешних 4,9 %, до 5,7 %, а следом и вся российская экономика пойдет в гору.
Однако для начала нужно напомнить чиновникам, что по данным экспертов, естественная убыль населения России будет полностью компенсироваться притоком иммигрантов в количестве около 326 тыс. человек в год. Теперь о зарплатах, которые стимулируют спрос в экономике. Чиновники утверждают, что плохая демография подстегнет рост зарплат, сокращение издержек и модернизацию производства в России, но так ли это очевидно?
"На сегодняшний день зарплаты в России занижены как минимум в два раза относительно экономической равновесности, и подстегивать их должна вовсе не плохая демография, а экономический расчет, – полагает Степан Сулакшин. – Дело в том, что мотивация производительного труда в России скачкообразно растет только начиная с уровня приблизительно в 45-50 тыс. рублей в месяц. Однако, как прогнозируют аналитики, до этих уровней средние зарплаты в стране доползут лишь к 2020 году. Следовательно, с учетом инфляционного роста и повышения стоимости жизни, это будет означать, что никакого скачка производительности труда на этом этапе не будет. То есть, фактически закрепляется демотивированный, экономически необоснованный уровень оплаты труда для большинства населения России".
Пойдем дальше: как прогнозируют чиновники, трудоспособное население в России будет сокращаться, и это позволит не заботиться о занятости, а рост доходов произойдет автоматически.
"Это замечательная экономическая политика в пределах кладбища, потому что классическая задача любой страны состоит именно в том, чтобы расти и развиваться, прежде всего, за счет народостроительства, – считает Сулакшин. – Поэтому радоваться, что не нужно трудоустраивать население, которое вымирает – это просто политический мазохизм для государства. Хотя, конечно, если стоит задача снижения геополитической активности России, то такие планы вполне в нее укладываются".
Отметим, что доклад аналитиков Bank of America и Merrill Lynch сильно напоминает рекомендации МВФ, которые давались России в 90-х годах.
И не трудно догадаться, почему он так увлек правительственных чиновников – кормить "лишние рты" России скоро станет действительно нечем. В понедельник состоялось заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, на котором Минфин, Минэкономики и Минтруда пытались сократить разрыв между социальными обязательствами власти и возможностями их финансирования. Итоги заседания публично объявлены не были, но по последним официальным данным, недостача бюджетных денег для финансирования социальных расходов составила 138 млрд. рублей, и еще 89 млрд. не хватило на бюджетный трансферт Пенсионному фонду России.
Судя по тому, что результаты обсуждения скрываются, скорее всего, чиновники так и не нашли, чем заткнуть эту дыру в бюджете. И это еще при сохраняющемся профиците бюджета, а что будет, когда экономика России уйдет в дефицит?