Маршем из думы

Сюрприза в Госдуме сегодня получилось: как и ожидалось, депутат Госдумы от «Справедливой России», участник акций протеста Геннадий Гудков был лишен своего мандата за совмещение парламентской и предпринимательской деятельности. За лишения мандата проголосовали 291 человек («Единая Россия» и ЛДПР), против – 153 («Справедливая Россия» и КПРФ). Воздержались - трое. Это голосование в Госдуме можно назвать концом российского парламентаризма.

Лишение Геннадия Гудкова мандата – это, прежде всего, юридический прецедент. Расследование против него вел Следственный комитет, а Генпрокуратура предоставила в Госдуму данные о наличии у Гудкова бизнеса, в управлении которым он лично принимает участие. Доказательства этого сначала касались только 2009 года, то есть прежнего созыва. В августе уголовное дело против Гудкова было закрыто. И лишь на этой неделе, в срочном порядке Генпрокуратура и СКР предоставили комиссии Госдумы по проверке деклараций депутатов некие новые данные против депутата.

Оказалось, что в июле Гудков провел некое собрание акционеров ООО «Коломенский строитель» (правоохранители предоставили копию протокола), где было принято решение о продлении полномочий гендиректора этого общества с ограниченной ответственностью. Иными словами, этот документ оказался единственным доказательством «вины» Гудкова, думская комиссия согласилась с мнением Генпрокуратуры и рекомендовала Госдуме проголосовать за лишение депутата его мандата.

По сути, Госдума взяла на себя судебные функции: ведь ранее лишить мандата можно было только по решению суда. Следствие же проводилось после лишения неприкосновенности по запросу Генпрокурора РФ. Таким образом, нынешняя процедура призвана стать демонстративной «страшилкой» для всех остальных депутатов, задумывающихся об участии в акциях внесистемной оппозиции и транслирующих затем свою позицию на трибуне парламента.

Лишение мандата – это также очень некрасивая история. Причем дело вовсе не в том, что нарушены права Гудкова – это отдельная история, которая заслуживает особого внимания (ведь не секрет, что практически все депутаты в действительности занимаются бизнесом). История стала некрасивой потому, что через процедуру унижения прошли и сами «единороссы», многие из которых имеют хорошие отношения с Гудковым и явно не хотят создавать прецедент, который потенциально в последующем может коснуться любого из них.

Нынешнее голосование в Госдуме можно назвать концом российского парламентаризма. До сих пор Кремль контролировал напрямую только провластное большинство через партию власти и косвенно – избирательные списки оппозиционных партий. Однако прямо вмешиваться в состав Госдумы, особенно оппозиционных фракций он не мог. Теперь получается, что любой депутат может быть лишен полномочий по решению на совещании у Вячеслава Володина. Вопрос лишь в правильной организации процедуры (хотя и тут особенно не церемонились). По большому чету это стало унижением Госдумы, унижением статуса депутата и унижением института оппозиции.

Наконец, лишение мандата – это значительное усиление контроля Кремля над парламентским корпусом. После этого можно будет наблюдать две глобальные тенденции (если в политический процесс не вмешаются катаклизмы). Первая – значительное усиление покладистости депутатов и их лояльности. Для большинства депутатов – их статус является инвестицией в снижение политических рисков для своего бизнеса (ну или расширении возможностей для своего бизнеса), причем инвестицией дорогостоящей, за которую они готовы бороться. Лишь профессиональные политики, которых можно пересчитать по пальцам, идут в Госдуму как политические лидеры и акторы в традиционном понимании.

В нынешней Госдуме нет политики. Вторая тенденция – это вероятное начало ротации думского состава после следующих выборов. В следующем составе, можно предположить, появится больше профессиональных политиков и одновременно больше «марионеток», которые будут обеспечить контроль Кремля над парламентом, причем не только через партию власти. Администрация президента теперь будет с большой лупой рассматривать кандидатов в избирательные списки системной оппозиции и гораздо более часто выдавать свои «рекомендации» добровольно-принудительного порядка. Так что нынешнее лишение мандата Геннадия Гудкова может стать началом нового этапа российского парламентаризма, который в СМИ придется заключать в кавычки.

Татьяна СТАНОВАЯ,
руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий