Добить налогом «материнский капитал»

В эти дни Минфин и ФНС "обрадовали" граждан новыми инициативами. Финансовое ведомство предложило облагать налогом "материнский капитал", а налоговики считают, что подоходный налог в 13 % надо брать с просроченных кредитов, которые граждане не могут выплатить. Наибольший резонанс получило первое предложение. "Материнский капитал", как известно, был введен для того, чтобы хоть как-то поправить удручающую демографическую ситуацию в стране.

Этот капитал предоставляют семьям, в которых после 1 января 2007 года родился второй ребенок или последующие дети. По действующему закону материнский капитал можно получить только один раз в жизни. Родители могут потратить материнский капитал на улучшение жилищных условий, увеличение накопительной пенсии одного из родителей или образование одного из детей. При этом никаких живых денег ни за второго, ни за третьего и так далее ребенка родители не получают: "материнский капитал" – это сертификат, который в определенных законом случаях можно внести вместо денег. Чаще всего эти сертификаты используются при покупке жилья.

В свое время депутаты Госдумы выступали с идеей о том, чтобы позволит россиянам вносить материнский капитал на банковский вклад и получать с этой суммы проценты. Получение процентов по материнскому капиталу помогло бы семьям частично решить повседневные проблемы. Причем, чтобы обезопасить такие вклады, авторы проекта предлагали выдавать банкам специальные лицензии. Теоретически, если ставка по депозиту составляет около 10 %, за год к этой сумме будет прибавляться почти 40 тысяч рублей. Увы, такого закона нет до сих пор. Зато появляются инициативы совсем другого рода.

Министерство финансов установило, что размер материнского капитала за рождение второго и последующих детей в 2013 году составит 408,9 тысяч рублей (в 2012 году он составил 387,6 тысяч). При этом регионы стараются выплачивать за рождение детей собственные "премии".

Однако в тот момент, когда с бюджетом происходит много странных вещей, финансисты и налоговики задумались о том, как пополнить казну. И, разумеется, итогом напряжения бюрократических умов стало простое решение: нужны дополнительные налоги. По их мнению, казну вполне можно пополнить за счет многодетных матерей.

Идею вроде бы подсказали региональные бюрократы, во всяком случае, скандальные разъяснения содержит ответ Минфина на запрос из Архангельской области. Работники федерального ведомства пишут региональным коллегам, что поскольку средства семейного капитала не являются средствами федерального бюджета, то их получатель не сможет пользоваться льготой пункта 34 статьи 217 Налогового кодекса. Именно эта норма позволяет получателям материнского капитала не платить с него подоходный налог.

Для той же Архангельской области, где сумма региональных выплат матерям за третьего ребенка составляет 50 тысяч рублей, это означает, что семья заплатит 6,5 тысяч рублей НДФЛ.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина (фракция "Справедливая Россия"), комментировавшая ситуацию для "Русской службы новостей", высказала мнение о том, что от налогообложения региональной части выплат сами регионы ничего не выиграют. Зато эта мера вызовет увеличение бумагооборота и раздражение у молодых родителей. "Более смешной вещи невозможно придумать. Регионы изыскивают эти деньги, чтобы поддержать семьи, чтобы доля материнского капитала, которую семьи, как правило, отправляют на улучшение жилищных условий, была чуть побольше. Еще из этого отбирать? Это идея неудачная", – сказала Мизулина.

Эксперты обращают внимание и на сомнительную законность изложенной в письме Минфина точки зрения. Они указывают на то, что Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ выплаты социального характера, а региональный материнский капитал – точно такая же социальная выплата, поэтому налоговых исключений для него быть не должно. Более того, закон, на который ссылается Минфин, прямо указывает, что органы региональной госвласти могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей. И о том, что с этой части выплат можно брать налог, там ничего не сказано – это домыслы минфиновских чиновников. На самом деле, материнский капитал, выплачиваемый на региональном уровне, является дополнительной мерой государственной поддержки многодетных семей.

Между прочим, большинство экспертов сходится в том, что региональные бюджеты от такой новации Минфина (НДФЛ зачисляется в бюджет субъекта Федерации) в деньгах не выиграют, но могут заработать популистские бонусы, особенно в глазах федерального начальства: социальная поддержка окажется больше, и налогов регион соберет больше, и закон будет формально соблюден – все довольны. Однако пока на большинстве региональных сайтов идею Минфина не поддерживают.

Другой сногсшибательной новацией, предложенной на этот раз непосредственно ФНС, может стать взимание НДФЛ за просроченный кредит.

В начале сентября в Минфин пришло письмо от налогоплательщика, взявшего кредит в банке и вовремя не выплатившего по нему проценты. Он получил из налоговой инспекции уведомление о необходимости заполнения налоговой декларации для выплаты в бюджет 13 % НДФЛ (донос в налоговую службу отправил сам банк, которому вовремя не выплатили проценты по займу).

Налоговики мудро решили, что получатель банковского кредита в случае просрочки им выплаты по займу получает материальную выгоду, а потому обязан заплатить с такого дополнительного "дохода" 13 % НДФЛ.

По данным ЦБ на 1 сентября 2012 года, сумма просроченных процентов по потребительским кредитам достигла 317 миллиардов рублей. Если практика взимания с просроченных выплат станет широко применяться, то бюджет потенциально сможет дополнительно получить до 41 миллиарда рублей. Ну, и как налоговым инспекторам не позариться такие деньги?

Предложение налоговиков оказалось столь безумным, что за должников по кредитам заступились даже в Минфине, отметив, что в данном случае никакого дохода не возникает, поскольку в просроченной выплате кредита нет экономической выгоды. В своем письме от 10 сентября Минфин разъяснил, что ст. 212 Налогового кодекса не предусматривает определение материальной выгоды в отношении процентов, начисленных на сумму непогашенного в срок кредита.

Однако ФНС стоит на своем: "Такие налоговые агенты, как лотереи, банки и ломбарды, должны удерживать НДФЛ. Они обязаны сообщать нам о всех ситуациях, когда не смогли это сделать. Тогда мы шлем налогоплательщикам напоминание, потому что мы заботимся о том, чтобы не возникало тупиковых ситуаций. Например, когда граждане не могут пересечь границу из-за налоговой задолженности".

С какими тупиковыми ситуациями и как борются сотрудники ФНС? С отсутствием у физических лиц средств для своевременного погашения платежа по кредиту? И разрешают они эту ситуацию, требуя заплатить еще 13 %?

Увы, но наши фискальные и финансовые ведомства наглядно демонстрируют стране, что интересы ее граждан для них не представляют никакой ценности. Главное – залезть этим самым гражданам поглубже в карман. Под любым предлогом, даже самым надуманным. И еще что-то говорят при этом о законах.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий