Наиболее вероятно, что посредником при мировом соглашении Михаила Чернова и Олега Дерипаски послужил не Путин, как гласят некоторые слухи, а какой-либо другой олигарх, пишет Эдуард Штайнер в Die Welt. Кроме того, по его словам, наверняка свою роль сыграли и соображения финансовой выгоды, так как судебные расходы в Лондоне могут достигать астрономических сумм, а недавно лондонский суд в схожей тяжбе олигархов признал виновным и обязал к еще большим тратам вовсе не ответчика.
Во всяком случае, продолжает Штайнер, 60-летний Черной, один из самых могущественных промышленных магнатов 1990-х годов, не получит от 44-летнего главы "РусАла" Олега Дерипаски миллиарда долларов, затребованных за якобы принадлежавшую ему 13,2-процентную долю "РусАла", за которую он в 2001 году получил от Дерипаски всего 250 млн.
Однако Дерипаска, напоминает автор, утверждает, что Черной был отнюдь не деловым партнером, а криминальным авторитетом, исполнявшим роль "крыши". При этом Дерипаска уверяет, что плата за "крышу" в 1990-е годы была единственным решением, позволяющим сохранить безопасность его самого и его сотрудников, и была "средством, а не целью". Цель, по словам автора, состояла в том, что "экспансивный и готовый рисковать, Дерипаска полностью прибрал к рукам алюминиевую отрасль и в 2007 году с помощью поглощений превратил ее в монополию концерна "РусАл".
Во времена "дикой приватизации с боями за поглощение фирм и заказными убийствами", напоминает Штайнер, Дерипаска, по образованию физик, работал брокером. Михаил Черной и его брат Лев, занимавшие тогда самые выгодные позиции в алюминиевой отрасли, "оценили талант молодого предпринимателя и стали вместе с ним скупать доли фирм. В какой-то момент Дерипаска накопил силы, породнился с семьей Бориса Ельцина и вытеснил остальных из бизнеса", говорится в статье.
Черной уехал из России, недолгое время работал в Болгарии, где владел оператором сотовой связи MobilTel, затем при помощи махинаций продал его австрийской Telekom за 800 млн евро. После запрета на пребывание в Болгарии он получил израильское гражданство и с тех пор не покидает страны, в том числе и потому, что в 2009 году Испания объявила его в международный розыск за отмывание денег.
По словам журналистов газеты "Ведомости", цитируемых Штайнером, даже жаль, что процесс не продолжится: по этой причине история возникновения самого большого алюминиевого концерна в мире, может быть, навеки останется тайной. Российские комментаторы, пишет Штайнер, не сомневаются в том, что Дерипаска заплатил своему наставнику сотни миллионов долларов, чтобы покончить с делом: как показала еще одна ссора олигархов, произошедшая в этом году в Лондоне, перед судом выявляются грязные подробности прошлого, способные замарать нынешний безупречный имидж магнатов.
Речь идет о судебном процессе Романа Абрамовича против Бориса Березовского, потребовавшего от Абрамовича компенсации в размере 5,6 млрд долларов за то, что тот в начале 2000-х якобы вынудил его продать доли в нефтяном и металлургическом бизнесе. Абрамович в ответ на это также заявил, что Березовский играл роль "крыши" и никогда не был владельцем названных долей.
Автор сообщает, что судебные разбирательства олигархов заканчиваются мировым соглашением только в 10% случаев. Дерипаска при этом, по данным Штайнера, считается страшно задиристым противником. Так, например, он ведет многочисленные тяжбы в рамках "Норильскникеля" - крупнейшего производителя никеля и палладия в мире. Дерипаска борется с владельцем мажоритарного пакета Владимиром Потаниным, пытаясь усилить свое влияние в концерне, а Потанин хочет его оттуда выжить, пишет Штайнер. Даже недавнее пожелание Путина об окончании тяжбы не принесло никаких результатов.
Как отмечает автор, президент не всемогущ по отношению к олигархам. После изгнания из страны Березовского и заключения в тюрьму Ходорковского Путин позиционирует себя как победитель олигархов, но, в конечном счете, он сумел только нейтрализовать их политическую активность. Структура экономики России, пишет Штайнер, до сегодняшнего дня в большой мере олигархична и во многом монополизирована. Даже во время кризиса Путин помог крупным предприятиям, поскольку те пригрозили закрытием производств и массовыми демонстрациями.
Источник: Die Welt
RSS лента комментариев этой записи