Дефицит денег покроют распродажей по знакомой  схеме

В 2012 году поступления от приватизации госимущества прогнозируются в размере 223 млрд. рублей, сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов на заседании правительства. При этом они год от года растут: в 2010 году от продажи госпредприятий поступило 23 млрд. рублей, а в 2011-м – уже 121 млрд. рублей. Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что темп приватизации госактивов должен поддерживаться и в 2013 году: "Это важно и для пополнения госбюджета, и для повышения эффективности управления предприятий, и для того, чтобы экономика развивалась в правильном направлении".

Напомним, что в июне правительство утвердило план, согласно которому в 2012–2013 годах должны быть приватизированы 7,58 % минус одна акция Сбербанка, 25,5% минус одна акция ВТБ, 25 % минус одна акция РЖД, 50 % минус одна акция "Совкомфлота", 10 % "Роснано", 100 % ОЗК и 49,9 % минус одна акция "Росагролизинга". При этом план по Сбербанку уже выполнен.

На заседании правительства были озвучены и некоторые новшества в области приватизации. К примеру, Медведев предостерег госкомпании от соблазна блокировать приватизационные аукционы в суде, это будет чревато для руководства компаний "ухудшением отношений с правительством". "Если такие случаи происходят, то руководство госкомпаний должно понимать все последствия для себя, в том числе и во взаимоотношениях с правительством", – передает слова Медведева "Интерфакс".

А чтобы было понятно, о каких именно руководителях идет речь, первый вице-премьер Игорь Шувалов напомнил о недавней истории с аукционом по приватизации "СГ-Транса", итоги которого структура "Роснефти", не допущенная до конкурса, оспаривает в суде. По его словам, попытки госкомпаний блокировать сделки через суд – "непрозрачная процедура", и правительство таким попыткам будет "противостоять".

Также премьер Медведев заявил о необходимости ограничений на приобретение компаниями с госучастием акций и долей хозяйствующих субъектов. "По сути это абсолютно неправильно, когда государство в лице контролируемой им структуры приобретает профильные или непрофильные активы, и этот пробел должен быть нормативно отрегулирован", – пояснил премьер. По его словам, в частности, готовится постановление правительства об ограничении участия госкомпаний в приватизации. Напомним, что совсем недавно глава комиссии при президенте по ТЭК Игорь Сечин, который является также председателем совета директоров "Роснефтегаза", докладывал Путину план приватизации ТЭК с участием госхолдинга.

Конечно, странно, когда государство "приватизирует" акции госпредприятий на государственные же деньги, впрочем, российской экономике происходит много чего странного. К примеру, когда прошла первая сделка, с виду похожая на приватизационную – по продаже "Первой грузовой компании", то потом выяснилось, что активы были приобретены на кредит "Сбербанка". То есть, государство кредитует частный бизнес, чтобы он купил госсобственность. Впрочем, ничего нового в этом нет, ведь знаменитые залоговые аукционы в начале 90-х годов, на которых в частные руки продавались ведущие отечественные предприятия, происходили по такому же принципу. Также мы уже наблюдали приватизацию предприятий РАО "ЕЭС", когда в качестве основного покупателя больших "осколков" государственного энергохолдинга выступал государственный "Газпром".

Впрочем, даже если согласиться с необходимостью приватизации, возникает резонный вопрос: насколько сейчас подходящее время для того, чтобы продавать госимущество и, главное, куда вкладывать вырученные деньги?

"Вообще непонятно, зачем сейчас, на падающем рынке, которому угрожает очередной кризис, приватизировать госкомпании – время не самое удачное, – считает руководитель макроэкономической лаборатории ИНП РАН Дмитрий Кувалин. – Если это делается для того, чтобы улучшить их управление, то такая постановка вопроса еще годится, но все равно не вовремя. А приватизировать просто для того, чтобы приватизировать – это начинает напоминать 90-е годы, так как никакого смысла в этом не видно".

Впрочем, в отличие от премьера, ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал цель приватизации еще конкретнее. "Мы рассматриваем приватизацию как источник для покрытия дефицита федерального бюджета, но у нас пока есть и накопленные резервы, это не единственный источник. Поэтому будем продавать минимум на 10 млрд. долларов в год, а это 300 млрд. рублей", – пояснил вице-премьер.

Однако, по мнению Кувалина, "ставить приватизацию в зависимость от фискальных целей просто глупо, потому что решаешь проблему дефицита только один раз, а продаешь акции навсегда. Это принципиальная ошибка – фискальные задачи могут быть целью приватизации только в самых крайних случаях, и сейчас, я думаю, вовсе не та ситуация".

То есть, первый путь использования денежных доходов от приватизации однозначно не подходит. Но есть еще и второй путь, который тоже лежит на поверхности: вложить деньги от приватизации в резервные фонды, и пусть они там копятся на случай кризиса и бюджетного обвала.

"Конечно, не стоит "проедать" дополнительные доходы государства, но нужно иметь в виду, что резервные фонды, в которых они накапливаются, можно рассматривать с двух сторон, – говорит Дмитрий Кувалин. – С одной стороны, это средства, которые приятно иметь в запасе на случай непредвиденной ситуации в экономике, например, в случае кризиса. Но и в спокойной ситуации они помогают нам стабилизировать курс национальной валюты, а также получать международные займы на более выгодных условиях. С другой стороны – величина золотовалютных резервов составляет прямой вычет из нашей экономики, то есть, деньги не работают в производстве и не приносят ощутимой пользы населению".

Выходит, и копить доходы от приватизации в золотовалютных резервах государства – тоже не лучший путь. Так есть ли эффективный путь вложения этих доходов?

По словам Кувалина, такой путь есть. Он считает, что средства нужно не просто вложить в российскую экономику, но и заставить работать, а не тратить эти деньги на текущие бюджетные нужды, причем, без особой необходимости. Доходы от приватизации нужно не вкладывать в бюджет, а напрямую (к примеру, через ВЭБ) инвестировать в долгосрочные экономические проекты, которые будут приносить отдачу в течение многих лет. Тогда эти деньги вернутся к нам не копеечными доходами от хранения в резервных фондах на счетах зарубежных банков или в американских госбумагах, а реальной прибылью отечественной промышленности. Но и здесь, по словам Кувалина, нужно тщательно выбирать сферу вложения: например, копать тоннель под Беринговым проливом на эти деньги сейчас преждевременно, а строить железные дороги к Черноморским портам и расширять Транссиб – самое время.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий