В конце прошлой недели в Петербурге состоялся очередной Всемирный конгресс российских соотечественников. На мероприятие съехались более 500 делегатов из 94 стран. Как было заявлено заранее, цель конгресса – широко обсудить актуальные вопросы и наметить задачи дальнейших совместных действий, а также выработать стратегию по укреплению связей зарубежного русскоязычного сообщества с исторической Родиной.
То равнодушное молчание, которым одарило конгресс большинство отечественных СМИ, говорит о том, что мероприятие мало кого заинтересовало. Об этом же свидетельствует тот факт, что президент Владимир Путин, присутствия которого ожидали делегаты конгресса, ограничился видеообращением.
Основные вопросы, интересовавшие как самих соотечественников, так и организаторов мероприятия, были заявлены для рассмотрения на заседаниях секций конгресса: консолидация и укрепление связей зарубежной русской общины с исторической Родиной; сохранение этнокультурной самобытности зарубежной российской общины; взаимодействие соотечественников с институтами гражданского общества стран проживания и обеспечение их прав; перспективы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Надо сказать, что именно этот порядок был соблюден и в обращении Путина. Президент заявил, что за пределами России проживают 35 миллионов ее граждан, и защита их прав и свобод, где бы они ни проживали, – это государственная политика нашей страны.
"Мы ценим ваш вклад в сохранение русского языка и культуры, в продвижение духовных ценностей, которые мы с вами разделяем, стремление распространять в мире объективную информацию о современной России, её истории, достижениях в образовании, науке и технике. В России, в свою очередь, всегда помнят о соотечественниках, знают о волнующих вас проблемах. Поддержка российской зарубежной диаспоры – одно из важнейших направлений политики нашего государства", – заявил президент.
И лишь ближе к концу было сказано: "В конце прошлого года принята масштабная государственная программа поддержки соотечественников на трёхлетний период: с 2012 по 2014 год. Для её реализации выделены значительные бюджетные средства".
В том же ключе выступали и остальные представители российской власти. Министр иностранных дел Сергей Лавров пригласил присутствующих обсудить консолидацию русского мира. А мэр Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что эпоха рассеяния русского народа завершилась, и, если 90 лет назад лучшие умы покидали отечество, то сейчас работает большая госпрограмма поддержки их возвращения на Родину. В 2012 года на работу с россиянами, проживающими за рубежом, будет потрачено, по его словам, около 1 миллиарда рублей.
Вот тут и хотелось бы спросить у ответственных лиц: на какую именно работу выделены такие деньги?
Тем временем, с января начал работу Фонд защиты россиян, проживающих за границей, оказывающий юридическую помощь в случаях нарушения их "этнокультурных прав". При этом делегаты, представляющие самые разные страны, заявляют, что права наших соотечественников нарушаются повсюду.
Лариса Луткова Тюркан из Анкары утверждает: "Турецкие суды демонстрируют двойные стандарты при разводах, всегда оставляя детей за отцом-турком, если матерью является бывшая россиянка. Женщины в прямом смысле сходят с ума от горя".
Игорь Хашин, живущий в Португалии, в одной из самых молодых диаспор, насчитывающей, тем не менее, уже 150 тысяч человек, излагает претензии и пожелания к России: "Необходимо подписать межправительственное соглашение о социальных гарантиях. У Португалии с Молдовой и Украиной оно есть, а с Россией до сих пор нет. Иначе мы оставим соотечественников без пенсий, без алиментов, без оперативного права поступать в российские вузы".
Что касается проблем соотечественников в странах Балтии или в Финляндии, то российские граждане знают о них безо всякого конгресса. Правда, толку от этого немного. Вернемся хотя бы к претензиям соотечественника из Португалии. Почему Украина и Молдова подписали с этой страной межправительственное соглашение о социальных гарантиях, а Россия нет? Неужели португальская сторона не хочет иметь с нами дело?
Зато сколько шума было поднято, когда в той же самой Португалии хотели усыновить маленькую девочку, мать которой сначала согласилась на это, а затем, узнав, что лично ее, пьющую безработную женщину никто на Пиренейском полуострове не хочет кормить, сразу засобиралась с дочкой домой в Россию. Какие фанфары звучали, когда несчастного ребенка, лопочущего что-то на португальском языке, привезли в родную российскую деревню. Это и есть та защита, которую мы готовы оказать соотечественникам за рубежами нашей страны?
При этом на одном из четырех круглых столов, который вел уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, было открыто сказано, что проблемы с защитой прав соотечественников становятся все горячее.
Можно, конечно, вслед за Путиным сказать об увеличении квоты российских соотечественников в российских вузах за счет ассигнований правительства, о готовящейся концепции "Русская школа за рубежом". О том, каким важным направлением политики России является укрепление позиций русского языка на постсоветском пространстве. Но лучше все же перейти к вопросу, стоявшему перед последней секцией конгресса.
13 ноября Госдума будет рассматривать законопроект о получении соотечественниками российского гражданства в упрощенном порядке. После этого, в 2013 году заработает обновленная программа добровольного переселения в Россию.
Напомним, что предыдущая программа, начавшаяся в 2007 году, была благополучно провалена. Из 35 миллионов соотечественников интерес к участию в этой программе проявили примерно 40 тысяч человек. Около 15 тысяч человек подали заявления. Но в Россию переехало всего около 4,5 тысяч непосредственных участников госпрограммы и где-то около 5 тысяч членов их семей, то есть около девяти с половиной тысяч человек. При этом часть из них решила вновь покинуть нашу страну.
Сколько бы средств ни тратилось на такие программы, подготавливаются и реализуются они плохо. И соотечественники интересуют наших чиновников сугубо теоретически, на практике же они оказываются наедине со своими проблемами.
Всемирный конгресс соотечественников благополучно завершился, делегаты и гости разъехались по домам. Что и насколько изменится в отношении Российской Федерации к своим живущим в чужих краях детям – вопрос очень сложный. И ответа на него конгресс так и не дал.